Воскресенье
19.05.2024
13:46
Форма входа
Категории раздела
Мои файлы [7]
Поиск
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 46
Мини-чат
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Статистика

    Онлайн всего: 2
    Гостей: 2
    Пользователей: 0
    Сайт учителя начальных классов Шелаевской средней общеобразовательной школы ГОРОХОВОЙ АНТОНИНЫ МИХАЙЛОВНЫ
    Главная » Файлы » Мои файлы

    Опыт работы
    [ Скачать с сервера (35.3 Kb) ] 21.02.2010, 18:09

     

    Содержание:

     

    1.     Информация об опыте………………………………………………2                                    

    2.     Технология опыта…………………………………………………...7

    3.     Результативность опыта…………………………………………...15

    4.     Библиографический список……………………………………….21

    5.     Приложение к опыту……………………………………………….23 

     

     

     

    Раздел 1

    Информация об опыте

    Тема: «Краеведческий материал как средство развития познавательного интереса младших школьников к учебному предмету «Русский язык».

     

    Условия возникновения, становления опыта. Возникновение опыта связано с включением школы, в которой работает автор, в экспериментальную работу по регионализации языкового образования в начальной школе.

             МОУ Шелаевская СОШ существует более 100 лет. За это время коллективом школы накоплен богатый опыт учебно-воспитательной работы, который был обобщен и представлен на ВДНХ. Хорошо налаженный процесс внутришкольной жизни позволяет успешно решать всю совокупность проблем по формированию интеллектуального, идейно-нравственного, физического и трудового потенциала подрастающего поколения. Для школьного коллектива непрерывное стремление к совершенствованию, поиску эффективных путей организации учебно-воспитательного процесса. Индивидуальные познавательные и творческие способности учащихся реализуются через систему дополнительного образования. Для учащихся открыто более 50 кружков и творческих объединений по интересам. Однако, несмотря на благоприятные условия обучения и воспитания, у многих учащихся наблюдается пассивное и равнодушное отношение к учебе, отсутствует познавательный интерес.

             Многолетний опыт работы в качестве учителя начальных классов показывает, что первоклассники приходят в школу с большим желанием учиться, однако очень быстро утрачивают интерес к обучению. На уроках родного языка отмечается низкий уровень познавательной активности. Учащиеся заучивают лингвистические понятия и правила, не осознавая сущности отражаемых ими явлений. Поэтому, проанализировав ситуацию, автор пришел к выводу, что развитие познавательного интереса - важная проблема, которая требует систематической и целенаправленной работы прежде всего на уроках русского языка.

        В МОУ Шелаевская СОШ созданы благоприятные условия для использований краеведческих материалов в учебном процессе.  На территории села функционирует историко-краеведческий музей, создание которого является заслугой школьного коллектива. Обращение к местному, региональному материалу позволит наполнить конкретным материалом содержание уроков, оживить «сухие» правила и нормы и реализовать развивающие возможности родного языка, заложенные в нем как в предмете обучения. Поэтому возникла необходимость использования краеведческого материала на уроках с целью развития познавательного интереса младших школьников к учебному предмету «русский язык».

    Актуальность опыта.

    Изучению русского языка в начальной школе отводится одно из центральных мест. Столь большое внимание к данному предмету обусловлено прежде всего теми функциями, которыми обладает язык. Во-первых, он является средством общения между людьми, во-вторых, он является средством оформления и выражения мыслей человека и, в-третьих, с помощью языка человек может выражать свои эмоции. Русский язык как учебный предмет открывает ученику мир знаний, так как, овладев языком, учащиеся становятся способными к усвоению других предметов.

    Однако наблюдается неудовлетворенность учителей практикой изучения младшими школьниками родного языка. Изучение лингвистического материала не вызывает у учащихся необходимый интерес, на уроках русского языка отмечается низкий уровень познавательной активности, формализация процесса усвоения знаний, что свидетельствует об актуальности заявленной проблемы

    Большими резервами в решении проблемы формирования познавательного интереса обладает краеведческий материал, обращение к которому является как никогда своевременным. В настоящее время созданы определенные объективные предпосылки, благоприятствующие обращению к региональным особенностям в процессе изучения родного языка. С 1998-99 учебного года в общеобразовательных учреждениях Российской Федерации наряду с федеральным введен региональный компонент образования, который предполагает выбор учебных дисциплин каждым из регионов России, предусматривает часы на их проведение, а также предполагает учет региональных особенностей в содержательной части каждого школьного предмета.

             Региональный компонент в преподавании русского языка предполагает обращение к языковым фактам, характерным для той или иной местности, то есть обращение к краеведению. Именно краеведение позволит успешно реализовать идею введения регионального компонента в школьный курс родного языка. Таким образом, было обнаружено противоречие между фактическим уровнем развития познавательного интереса младших школьников к учебному предмету «русский язык» и требованиями современности. Это позволяет сделать вывод о необходимости поиска новых методов и средств развития познавательного интереса. Главная цель любого учителя сводится к желанию увлечь, полностью захватить умы и души своим предметом. Благодатным материалом, позволяющим пробудить, поддержать и сохранить интерес учащихся к изучению русского языка, является краеведение. Продуманное включение краеведческий сведений в структуру уроков русского языка, использование краеведения в процессе внеклассной работы по русскому языку позволяет учителю формировать интерес школьников к родному языку, воспитывать в них потребность изучать живое русское слово. Однако проблема развития познавательного интереса к русскому языку является до настоящего времени недостаточно разработанной.

    ПОЛНЫЙ ТЕКСТ ДОКУМЕНТА В АРХИВЕ

    Категория: Мои файлы | Добавил: as1374
    Просмотров: 614 | Загрузок: 113 | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 0
    Имя *:
    Email *:
    Код *: