Вторник
07.05.2024
02:52
Форма входа
Поиск
Календарь
«  Май 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 46
Мини-чат
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0
    Сайт учителя начальных классов ГОРОХОВОЙ АНТОНИНЫ МИХАЙЛОВНЫ

    Фрагменты текстоцентрических уроков

    Фрагмент 1.

    Лингвистическая тема: Имя прилагательное.

    Краеведческая тема: Родное Белогорье.

    Слово учителя: Ребята, наша малая родина славится прежде всего известными людьми. Среди них белгородский поэт В. Молчанов, творчество которого посвящено Белгородчине. Сегодня мы познакомимся с одним из его стихотворений, которое называется Белогорье. На доске записаны вопросы, на которые мы должны будем ответить после чтения стихотворения.

    Вопросы

    1. Почему автор назвал малую родину Белогорье? Как образовано это слово?

    2. Каким предстаёт перед читателем наш родной край?

    3. Какие слова из текста вас заинтересовали, вам не известны?

    Белогорье

    Белогорье… Поле отчее

    По-над лугом белый дым.

    Трав густых сияние сочное

    По откосам меловым.

    Змейка вьющегося вереска

    Розовеет под горой,

    И совсем не видно берега

    За травой береговой.

    Над песчаной зыбкой кручею

    Пролетел стрелою стриж.

    Юрких ласточек певучее

    Щебетанье из-под крыш.

    Звезд полночных многоточие

    Туч движение гурьбой,

    Белогорье… Поле отчее –

    Что зову своей судьбой.

    Задания к тексту

    1. Какие образные средства использует автор, чтобы описать наш край?

    2. Выпишите имена прилагательные, определите их род, число, падеж.

    3. Прилагательное песчаной (кручей) просклоняйте и выделите окончания.

    4. Выпишите из третьего предложения словосочетания существительное + прилагательное.

     

    Фрагмент 2.

    Лингвистическая тема: Гласные и согласные звуки и буквы (повторение).

    Краеведческая тема: Знаменитые земляки.

    Слово учителя: Ребята, сегодня мы с вами продолжим изучение звуков и букв русского языка. Вы уже хорошо усвоили, что звуки делятся на гласные и согласные, гласные бывают ударными и безударными, а согласные – глухими и звонкими. Вы знаете, что звуки на письме обозначаются буквами. Не следует путать звуки и буквы, гласных звуков шесть, а гласных букв – 10.

    На доске записаны буквы и стихи для лучшего запоминания букв, а вы будете называть звуки, которые этими буквами передаются.

    Строчка первая:

    Б: Буквы если будешь знать, будешь сам тогда читать!

    Учитель: Назовите первый звук в слове буквы, в слове будешь, а теперь назовите звук, парный звуку [б] по мягкости, приведите примеры слов с этим звуком.

    Сточка вторая:

    В: Весною птицы гнезда вьют! Весной вокруг сады цветут.

    Учитель: назовите первый звук в словах весною, вьют, вокруг.

    Строчка третья:

    Г: Гости едут по маршруту в город Первого салюта!

    Назовите первый звук в слове гости, город, назовите парный звуку [г] по мягкости, приведите примеры слов с этим звуком

    Учитель: Как вы думаете, легче запомнить буквы, если к ним есть рифмовки?

    Придумал эти рифмовки наш земляк, замечательный белгородский писатель Леонид Трифонович Кузубов, почётный гражданин Белгорода. Леонид Трифонович - человек удивительной судьбы. Двенадцатилетним подростком на третий день Великой Отечественной войны он сбежал на фронт. Всю войну прослужил в разведке, участвовал в освобождении Белгорода. Дошел до Берлина, был трижды ранен, имеет награды. Впервые его стихи были опубликованы в красноармейской газете, а ныне он – член союза писателей. Он, ветеран Великой Отечественной войны, сочинил такие весёлые стихи-рифмовки для тех, кто только осваивает грамоту.

     

    Фрагмент 3.

    Лингвистическая тема: Имя существительное. Склонение имен существительных.

    Краеведческая тема: Творчество Дианы Федоровны Башвиновой

    Слово учителя: Диана Федоровна Башвинова - известный человек на Белгородчине. Журналист, публицист, ведущая радиопрограмм. В последние годы Диана Федоровна пишет художественные произведения. С отрывком из одного из её стихов мы познакомимся на уроке.

    Законы родства, к сожаленью,

    Порушены,

    Искать родословную лень.

    Забыли, что это такая отдушина –

    Открыть в родословную дверь.

    У храбрых набраться бы мужества.

    У мудрых – смягченья души.

    Свеча оплывается воском.

    Не дай той свече догореть.

    Найди родословную просто.

    Не дай той свече догореть.

    Найти родословную просто.

    Не просто дать роду звенеть.

    Найди, раскопай – отзовутся

    И дед, и отец твой, и брат.

    Вопросы и задания

    1. О чем это стихотворение?

    2. Какова основная мысль текста?

    3. Что это такое родословная? Знаешь ли ты свою родословную?

    4. Расскажи о своих родителях, бабушках, дедушках, прадедушках, прабабушках.

              5. Назовите существительные, которые встретились в тексте.

              6. Определи склонение всех имен существительных, которые встретились в тексте.

     

    Фрагмент 4.

    Лингвистическая тема: Окончание слова.

    Краеведческая тема: Детская одежда Курской губернии.

    Слово учителя: Ребята, известно ли вам, что до начала 20 века Белгородская область не существовала как самостоятельная, а включалась в состав Курской губернии. Народная одежда всегда была ярким отражением самобытности и своеобразия той или иной области.

    Сейчас мы с вами практически не отличаем одежду взрослых и детей: и девочки, и их мамы носят платья, жакеты, кофты, свитера, фартуки, мальчики и их папы носят брюки, шорты и другие вещи. А вот раньше детская одежда была особой. Хотите узнать какой? Тогда прочитайте самостоятельно следующий текст.

    Текст

    Детская одежда во всей Белгородчине была одинаковой для мальчиков и девочек – длинная, до пят, холщовая рубаха с пояском. Ворот, обшлага рукавов и подол были украшены скромной вышивкой, особым орнаментом. Мальчики и девочки-подростки донашивали одежду своих старших братьев и сестёр – рубахи, порты, зипуны. Первую «взрослую» одежду (мальчик-юноша – штаны, а девушка – понёву, сарафан или юбку) дети получали, только когда становились женихом или невестой.

    Задания к тексту

              1. Прочитайте текст вслух, правильно расставляя ударение в словах.

              2. Прочитайте слова, значение которых вам неизвестно, или в правильности их толкования вы сомневаетесь.

              3. Выписанные слова: понёва, порты, зипун, обшлага, сарафан – найдите в толковых словарях, а затем сверьтесь со словарём к уроку на доске.

              4. Определите окончания в выделенных словах. Что такое окончание? Что помогает нам определить окончание в слове? Есть ли в русском языке слова без окончаний? Приведите примеры таких слов.

    Вопросы к тексту

    1.                Что включала в себя детская одежда края?

    2.                Как ты понимаешь выражение скромная вышивка?

     

    Фрагмент 5.

    Лингвистическая тема: Заглавная буква в именах собственных.

    Краеведческая тема: Народные промыслы и ремёсла нашего края.

    Слово учителя: Ребята, во втором классе мы с вами узнали, что некоторые слова в русском языке пишутся с заглавной буквы. Давайте вспомним, в каких случаях это бывает? (После ответов детей). Действительно, с заглавной буквы пишутся имена, фамилии и отчества людей, приведите примеры, обратившись к учебникам, посмотрев друг на друга. Также с заглавной буквы пишутся названия городов, сёл, деревень, то есть населённых пунктов. Вспомните названия населённых пунктов нашей области, поможет вам вспомнить карта Белгородской области. Найдите на карте названия городов или посёлков, состоящие из двух слов. Верно нашли многие ребята – Старый Оскол, Новый Оскол, Весёлая Лопань, Маслова Пристань. Обратили внимание, что оба слова в этих названиях пишутся с заглавной буквы. Запишите эти слова в тетрадь.

    Посмотрите на первое записанное нами название – Старый Оскол - это город с интересными традициями и ремёслами. В Старом Осколе одним из древнейших промыслов был гончарный. О нём мы прочитаем в тексте, написанном на доске.

    Гончарный промысел

    На протяжении многих веков занимались в Старооскольском крае гончарным ремеслом, потому что на территории района были многочисленные залежи особой глины. Лепные горшки, миски, сковородки и другая посуда изготовлялись в каждой семье. В начале XX века основным центром гончарного искусства стала слобода Казацкая. Здесь жили знаменитые потомственные гончары: Распоповы, Гончаровы, Занины, Дороховы, Федосовы, Лихачёвы. Древнее мастерство бережно передавалось в роду от деда к сыну, от сына к внуку. Особым видом гончарного промысла в Казацкой слободе была глиняная игрушка.

    Вопросы к тексту

    1.     Ребята, узнали вы что-то новое для себя из этого текста?

    2.     Какие промыслы Белгородской области вам ещё известны?

    3.     Интересно ли вам узнать о тех, кто делал глиняные игрушки, что собой эти игрушки символизировали, делают ли их сейчас?

    4.     Почему именно в нашем крае развивалось гончарное ремесло?

    Задания к тексту

    1. Прочитайте те слова текста, которые написаны с заглавной буквы.

    2. Разделите эти слова на группы. Сколько вы выделили групп? Какие? (верно, две группы – слова-наименования населённых пунктов и слова – фамилии людей).

    3. Прочитайте слова первой группы. Как образовано слово Старооскольский, от какого слова или сочетания слов?

    4. Прочитайте слова второй группы. Скажите, какая из записанных фамилий может считаться «говорящей» и почему? (верно, это фамилия Гончаровы, образована от слова гончар, указывает на профессию).

    5. Прочитайте фамилии детей своего класса и скажите, есть ли среди них такие, которые образованы от названий ремёсел, промыслов или наименований людей, которые этими промыслами занимались.

     

    Фрагмент 6.

    Лингвистическая тема: Словосочетание.

    Краеведческая тема: Глиняная игрушка Белгородчины.

    Слово учителя: Ребята, мы с вами уже хорошо усвоили, что наша речь состоит из предложений. Употребляя предложения, мы общаемся друг с другом, выражаем свои эмоции, переживания, делимся впечатлениями. Скажите мне, пожалуйста, что мы можем выразить с помощью предложений? (ответы детей: сообщение, вопрос, приказ, просьбу и т.д.). Верно, ребята. А как связываются слова между собой в составе предложений? (верно, мы задаём от одного слова к другому вопрос, если необходимо употребляем предлоги при словах, изменяем окончания). Строительным материалом для предложений являются словосочетания. Откроем учебники и прочитаем, что называется словосочетанием, а потом проведём исследование, чтобы ответить на вопрос: чем отличаются словосочетания от слова и от предложения (работа с учебником). А теперь давайте поупражняемся в выделении словосочетаний из предложения и в составлении словосочетаний. Обратимся к тексту, записанному на доске.

    Глиняная игрушка Белгородчины

    Глиняная игрушка - удивительное явление гончарного промысла на Белгородчине. Лепили игрушки с незапамятных времён чаще всего женщины и дети. А для чего? На радость, на забаву, на праздник, на ярмарки. Но не всегда игрушка была просто детской забавой. Глиняные погремушки и свистульки использовались в обряде погребения. Считалось, что свистящая игрушка отгоняет злых духов и призывает добрых. Игрушка-свистулька была детским оберегом.

    В Старом Осколе жили народные мастера – сестры Ольга и Наталья Гончаровы. Их род всегда занимался гончарным искусством. В 1987 году они представили свои игрушки в Москве на Всероссийской выставке «Народное гончарство России». Сегодня благодаря бабушкам Гончаровым старооскольская глиняная игрушка занесена в каталог «Народные промыслы России».

    Вопросы к тексту

              1. Ребята, что нового о народной культуре нашей области вы узнали из текста?

              2. Интересно ли вам узнать о том, что собой глиняные игрушки символизировали?

              3. Как вы думаете, прославили свой край сёстры Гончаровы?

    Задания к тексту

    1.                Прочитайте текст. Сколько предложений в этом тексте?

    2. Назовите вопросительное предложение. Как вы определили, что это вопросительное предложение?

    3. Разберите по членам предложения пятое предложение.

    4. Из предложений 4-7 выпишите словосочетания, состоящие из существительного и прилагательного.

     

    Фрагмент 7.

    Лингвистическая тема: Алфавит. Буквы и звуки (повторение).

    Краеведческая тема: Символы Белгородчины.

    Слово учителя: Ребята, вам хорошо известно, что все буквы русского языка расположены по алфавиту, а что значит слово алфавит? (После ответов детей) Алфавит – слов заимствованное, составлено оно из названий двух первых греческих букв: альфа и бета.

    Каждая буква передаёт звук и является определённым символом. Буква Б в слове Белгород передаёт звук б мягкий, в слово большой – б твёрдый.

    Посмотрите внимательно на доску. Что перед вами? Верно, алфавит, расположенные в определённом порядке буквы нашего языка.

    Из букв мы складываем слова. Как вы думаете, какие слова можно сложить из рассыпавшихся на доске букв: г, б, е, р, и, н, м, г.

    Верно слова герб и гимн. Скажите, они записаны в алфавитном порядке? А гимн и герб – это атрибуты чего?

    Есть ли герб у нашей области? Верно. Посмотрите внимательно на рисунок. Попробуйте описать герб нашей области. А теперь прочитаем текст.

    Текст

    Герб – это обязательный атрибут государства, города, области. Отличается герб набором символов и подбором сочетания цвета. Что же символизирует герб нашей области?

    В лазоревом поле летит черный орел. У него серебряные глаза и золотой клюв. На земле лежит лев. Орел олицетворяет символ власти, благоразумия, лев – силу, мудрость. Синий цвет на гербе обозначает величие и честность. Зеленая трава - символ изобилия, радости, а черный цвет – это осторожность и постоянство. Золотой цвет символизирует смелость, мужество.

    Вопросы и задания к тексту

    1. Что изображено на гербе области?

    2. Почему взяты именно эти животные и птицы?

    3. Что символизируют цвета герба?

    4. Расположите слова, называющие предметы и живые объекты, по алфавиту.

     

    Фрагмент 8.

    Лингвистическая тема: Правописание имен собственных.

    Краеведческая тема: город Алексеевка.

    Среди меловых гор в долине реки Тихая Сосна на востоке Белгородской области находится город Алексеевка. Летом окружают его бескрайние поля подсолнечника. Это стоит увидеть! Душа поет от красивейшего солнечного пейзажа. Хочется прижаться щекой к маленькому солнышку и вдыхать его неповторимый аромат.

    По преданию, первым поселенцем в этих краях стал воронежский боярин Фадеев, который построил в 1691 г. водяную мельницу на реке и несколько хат. В это же время здесь обосновались выходцы из украинского города Богуслава. Фамилии алексеевцев и сейчас говорят об украинском происхождении: Галушко, Буханец, Лысенко, Перебейнос, Кобзарь, Лепетуха. А свое название слобода получила от имени ее первого владельца князя Алексея Черкасского.

    Население слободы занималось земледелием и кустарными промыслами (О. Таничева).

    Задания по тексту:

    1. Где находится город Алексеевка? Кто был первым поселенцем в этих краях?

    2. Почему город так назван? Знаешь ли ты другие названия населенных пунктов нашей области название в честь основателей или первопоселенцев? А знаешь ли ты историю названия своего города (села)?

    3. Почему многие жители Алексеевки носят украинские фамилии? Какие это фамилии?

    4. Выпишите из текста имена собственные, сначала те, которые являются географическими названиями, затем – имена и фамилии людей.