Понедельник
06.05.2024
15:10
Форма входа
Поиск
Календарь
«  Май 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 46
Мини-чат
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0
    Сайт учителя начальных классов ГОРОХОВОЙ АНТОНИНЫ МИХАЙЛОВНЫ

    ПРОГРАММА

    лингвокраеведческого кружка для младших школьников

    «ДИАЛЕКТНАЯ ЛЕКСИКА»

     

    ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

    В последнее десятилетие в образовательных учреждениях России значительно возрос интерес к изучению родного края. Это обусловлено рядом причин: деидеологизацией общества и стремлением заполнить образовавшийся после отмены октябрятского и пионерского движения вакуум; желанием познать мир, в котором живешь; новыми подходами к процессу обучения, гуманизацией образования; ориентацией на развитие личности; осознанием эффективности краеведческого принципа обучения (от известного к неизвестному, от частного к общему).

             В настоящее время созданы необходимые объективные предпосылки, дающие возможность обратиться к познанию местных особенностей в процессе изучения всех школьных предметов. Реализация «Базисного плана общеобразовательных учреждений Российской федерации» предполагает, наряду с федеральным, освоение и национально-регионального компонента государственного образовательного стандарта.

    Предмет «Русский язык» обладает большим потенциалом в плане формирования регионального компонента. Под региональным компонентом школьного лингвистического курса понимаются языковые факты, присущие той или иной местности как в тематическом, так и лингвистическом отношении. Таким образом, использование регионального компонента в языковом образовании предполагает обращение к местным языковым особенностям, к лингвистическому краеведению.

    Важнейший объект лингвистического краеведения – диалект, его фонетические, грамматические и лексические особенности. Еще в XIX в. ученые настойчиво рекомендовали школьным учителям знакомить своих учеников с особенностями местных говоров, с тем, чтобы изучать язык в его исторических и местных изменениях (Ф.И. Буслаев, А.А. Шахматов). «Из обзора русских наречий, из знакомства с живыми говорами, - писал А.А. Шахматов, - учащийся вынесет уважение к идее народности. Он увидит народ не в одних блестящих проявлениях культурной и государственной жизни, не в одних полководцах и сановниках, писателях и художниках – он усмотрит русский народ в непосредственных проявлениях его духовной жизни».

    На уроках русского языка обращение к региональным особенностям из-за ограниченности во времени может осуществляться в виде отдельных экскурсов, в ходе которых учащиеся будут знакомиться с местными языковыми особенностями. Более эффективным и целесообразным является привлечение регионального языкового материала в процессе внеклассной работы.

    Важнейшей формой внеклассной работы признается кружок, который позволит учителю организовать постоянную и систематическую работу, с закрепленным составом участников по изучению того или иного лингвокраеведческого материала, а именно – диалектной лексики.

             Основная цель программы – формирование лингвокраеведческой компетенции младших школьников. Лингвокраеведческая компетенция рассматриввпается как составная часть социокультуроной компетенции. Она предполагает осознание связи языка и с историей и культурой региона. Это система знаний о культуре, истории, обычаях и традициях «малой» родины, извлеченная из регионально маркированных языковых единиц. Становление этого вида компетенции происходит в процессе знакомства с лингвокраеведением, то есть в процессе изучения языка в его региональной разновидности. Формирование лингвокраеведческой компетенции предполагает организацию наблюдений за языковыми особенностями региона, обогащение словаря учащихся региональной лексикой, развитие умений и навыков использования такой лексики в собственных высказываниях, в различных коммуникативных ситуациях.

             Задачи программы:

    -           формирование интереса к изучению народной речи и бережного отношения к народному слову;

    -           формирование представления о русских народных говорах, об особенностях местного говора;

    -            привитие навыков сбора диалектологического материала;

    -           через знакомство с диалектной лексикой расширение знаний учащихся об истории, культуре своего региона, характерных для него обычаях и традициях.

              Методами и приемами работы над диалектной лексикой могут быть следующие:

    -   слово учителя, сообщения учащихся,

    -   беседы по сообщаемому факту (фактам);

    -   сопоставление фактов диалектного и литературного языка;

    -   решение лингвистических задач, отражающих диалектные особенности;

    -   использование занимательного материала;

    -   использование иллюстративного материала (таблиц, лингвистических карт и т.п.);

    -   экскурсии (например, в краеведческий музей);

    -   работа со словарями (толковыми, этимологическими, Толковым словарем живого великорусского языка В.И. Даля);

    -   беседы с местными жителями;

    -   составление словаря местного говора (тематического, алфавитного);

    -   создание мини-текстов с использование диалектной лексики.

     

    ПРОГРАММА

    I. Общие вопросы

    Понятие о русском национальном языке. Литературный язык и диалекты.

    Понятие о диалектном членении русского языка. Основные черты южнорусского и великорусского наречий.

    Белгородские говоры как яркие представители южновеликорусского наречия. Формирование белгородских говоров. Украинизмы в белгородских говорах.

    Выдающиеся собиратели народной речи и фольклора (В.И. Даль, А. Афанасьев и др.). Диалектные (областные) словари. Правила отбора слов, построения словарных статей в таких словарях.

    «Толковый словарь живого великорусского языка» В.И. Даля как сокровищница лексики народных говоров. Нахождение и анализ в этом словаре слов с пометой южн., курс., воронеж. (есть ли такие слова в местном, говоре; судьба этих слов в современном русском языке – по толковым словарям современного русского языка).

       Понятие о диалектном (областном) слове. Типы диалектизмов (семантические, фонетические, морфологические, этнографические).

    II. Лексика говора родного села.

    Лексический состав местного говора.

    Явления синонимии и антонимии в лексике говора. Многозначные слова и антонимы в лексике говора.

    Семантические, морфологические, фонетические диалектизмы в лексике говора.

    Этнографическая диалектная лексика в говоре родного села.

    Мотивированность названий в лексике говора.

    Тематическая классификация лексики говора.

    Названия предметов домашней утвари.

    Названия построек и их частей, частей усадьбы. Названия земельных угодий. Названия орудий труда и сельскохозяйственного производства.

    Народные названия кушаний.

    Названия одежды, обуви в местном говоре.

    Методика сбора, обработки, систематизация и изучение лексического состав местного говора. Вопросники и карточки. Составление словаря местного говора (тематического, алфавитного), доклады и сообщения учащихся.

    ЛИТЕРАТУРА

    1.     Аванесов, Р.И. Очерки русской диалектологи [Текст] / Р.И. Аванесов. - М.: Наука, 1949.

    2.     Баранникова, Л.И. Специфика диалектного слова [Текст] / Л.И. Баранникова // Предложение и слово: межвузовскиий сборник научных трудов. – Саратов: СГУ, 2002.

    3.     Благова, Н.Г. О концепции обучения русскому языку с учетом регионального компонента [Текст] / Н.Г. Благова, Л.А. Коренева, О.Д. Родченко // Русский язык в школе. – 1993. - № 4.

    4.     Блинова, О.И. Введение в современную региональную лексикологию [Текст]: учебное пособие / О.И. Блинова. – Томск: ТГУ, 1975

    5.     Блинова, О.И. Русская диалектология. Лексика [Текст]: учебное пособие / О.И. Блинова. – Томск: ТГУ, 1984.

    6.     Бурназян, Н.А. Работа по морфологии в условиях диалектного окружения [Текст] / Н.А. Бурназян // Филология в образовательном пространстве донского региона и ее роль в развитии личности: межвузовский сборник научных. - Ростов на Дону, 1998.

    7.     Буслаев, Ф.И. О преподавании отечественного языка [Текст] / Ф.И. Буслаев. - М.: Просвещение, 1992.

    8.     Быстрова, Е.А. Федеральный и национально-региональный компоненты государственного стандарта по русскому языку [Текст] / Е.А. Быстрова // Школа 2000. Концепции, методики, эксперимент: сборник научных трудов. – М.: ИОСО РАО, 1999.

    9.     Головина, Л.И. Обучение нормам литературного произношения учащихся начальных классов в условиях влияния местных говоров [Текст] / Л.И. Головина // Русская словесность на рубеже веков: методология и методика преподавания русского языка: материалы международной конференции. – Воронеж: Изд-во ВГУ, 2004.

    10. Гольдин, В.Е. Парадигмы диалектологического знания и проблемы языковой личности [Текст] / В.Е. Голдин // Русский язык и современность. Проблемы и перспективы развития русистики. - М., 1991.

    11. Даль, В.И. Толковый словарь живого великорусского языка [Текст] / В.И. Даль. Т.1. - М., 1956.

    12. Демичева, В.В. Социокультурное образование младших школьников (на региональном материале) в процессе изучения русского языка  [Текст]: программа для общеобразовательных  учебных заведений Белгородской области. Начальное общее образование / в.В. Демичева. О.И. Еременко, Т.В. Яковлева. – Белгрод: Политерра, 2007.

    13. Еременко, О.И. Использование региональной лексики на уроках родного языка в сельской школе [Текст] / О.И. Еременко // Сельские культурно-образовательные комплексы как инновационные учреждения: сборник научных трудов. - Белгород: Изд-во БелГУ, 2004.

    14. Еременко, О.И. Диалектная лексика как средство изучения народной культуры на уроках родного языка [Текст] / О.И. Еременко, Е.И. Украинская // Русский язык и его место в современной мировой культуре: материалы международной научной конференции. – Воронеж: Изд-во ВГУ, 2003.

    15. Еременко, О.И. Реализация преемственных связей между начальной и средней школой в процессе кружковой работы (на материале кружка «Диалектная лексика» [Текст] / О.И. Еременко, Е.И. Украинская // Проблемы преемственности между начальным и средними звеньями общеобразовательной школы в воспитании, обучении и развитии учащихся: приложение № 3 к журналу «Начальная школа». - М.: Начальная школа, 2004.

    16. Еременко, О.И. Диалектная лексика как средство приобщения младших школьников к народной культуре в процессе кружковой работы [Текст] / О.И. Еременко, А.В. Сериченко // Актуальные аспекты формирования и совершенствования лингвометодической компетенции учителя 1-4 классов современной школы: сборник научных статей по итогам научно-практической конференции. – СПб.: Сага, 2007.

    17. Касаткин, Л.Л. Русские диалекты и языковая политика [Текст] / Л.Л. Касаткин // Русская речь. – 1993. - № 2.

    18. Касаткин, Л.Л. Современная русская диалектная и литературная фонетика как источник для истории русского языка [Текст] / Л.Л. Касаткин. М.: Дрофа, 1999.

    19. Кирпикова, Л.В. Лингвистическое краеведение в школе [Текст]: методические рекомендации / Л.В. Кирпикова, Н.П. Шенкевец. – Благовещенск, 1988.

    20. Клокова, Л.Н. Место диалектной лексики в системе русского литературного языка [Текст] / Л.Н. Клокова // И.И. Срезневский и современная славистика: наука и образование: сборник научных трудов. – Рязань: РГПУ, 2002.

    21. Ковалев, Г.Ф. Задачи лингвокраеведения в средней школе [Текст] / Г.Ф. Ковалев // Актуальные проблемы изучения и преподавания русского языка и литературы: сборник научных статей. – Воронеж: Изд-во ВГПУ, 1996.

    22. Коготкова, Т.С. Русская диалектная лексикология [Текст]: учебное пособие / Т.С. Коготкова. - М.: Просвещение, 1979.

    23. Козырев, В.А. Лексика современных русских народных говоров [Текст]: учебное пособие / В.А. Козырев. - Л.: Наука, 1984.

    24. Коренева, Л.А. Национально-региональный компонент предмета «Русский язык» в школе (содержание, пути развития) [Текст]: автореф. дисс…канд. пед. наук / Л.А. Коренева. – М., 1995.

    25. Кудрявцева, Т.С. К вопросу о национально-региональном компоненте содержания образования [Текст] Т.С. Кудрявцева // Филологическое образование в современной школе. Вып. 1. – М.: ЦФО ИОСО, 1999.

    26. Лыжова, Л.К. Лингвокраеведение как отражение регионального компонента в преподавании родного языка [Текст]: методические рекомендации / Л.К. Лыжова. – Воронеж: Изд-во ВГПУ, 2002.

    27. Львова, С.И. Использование региональной лексики при обучении морфемике и словообразованию [Текст] / С.И. Львова, Л.Н Ляпина // Русская словесность. – 1999. - № 6.

    28. Майорова, Т.В. Региональный компонент образования по русскому языку [Текст]: программа для общеобразовательных учебных заведений Тульской области / Т.В. Майорова. – Тула: ТГПУ, 2003.

    29. Майорова, Т.В. О соотношении литературного и народного языка в преподавании русского языка в школе [Текст] / Т.В. Майорова // Проблемы изучения живого русского слова на рубеже тысячелетий: Материалы 3-ей Всероссийской научно-практической конференции. – Ч.III. -  Воронеж: Изд-во ВГПУ, 2005.

    30. Новикова, Т.Ф. Социо- и этнокультурный компонент региональных программ по русскому языку (для школ Белгородской области) [Текст] / Т.Ф. Новикова. - Белгород, 2004.

    31. Оссовецкий И.А. Лексика современных русских народных говоров [Текст]: учебное пособие / И.А. Оссовецкий. - М.: Наука, 1982.

    32. Плешкова, Т.Н. Бережное отношение к материнскому языку [Текст] / Т.Н. Плешкова // Русская словесность. – 2003. - № 1.

    33. Русская диалектология [Текст]: учебник для студентов пед. ин-тов / С.В. Бромлей, Л.Н. Булатова, К.Ф. Захарова и др.; под ред. Л.Л. Касаткина. - М.: Просвещение, 1989.

    34. Рябикова, О.С. Использование материалов «Словаря смоленских говоров» в качестве регионального компонента на уроках русского языка в сельской школе [Текст] / О.С. Рябикова // Разноуровневые характеристики лексических единиц. - М., 1999.

    35. Срезневский, И.И. Об изучении родного языка вообще и в особенности в детском возрасте [Текст] / И.И. Срезневский // Хрестоматия по методике преподавания русского языка: Методы обучения русскому языку в общеобразовательных учреждениях: пособие для учителя / Авт.-сост. М.Р. Львов. - М.: Просвещение, 1996.

    36. Текучев, А.В. Преподавание русского языка в диалектных условиях [Текст]: пособие для учителя / А.В. Текучев. - М.: Просвещение, 1974.

    37. Черенкова, А.Д. Обучение русскому языку в сельской школе с использованием местного говора [Текст] / А.Д. Черенкова // Историко-культурное наследие и образование. – Воронеж: Изд-во ВГПУ, 1994.

    38. Чернышев, В.И. Избранные труды [Текст] / В.И. Чернышев. - В 2-х т. Т.1. - М.: Просвещение, 1970.

    Шахматов, А.А. К вопросу об историческом преподавании русского языка в средних учебных заведениях [Текст] / А.А. Шахматов // Русский язык как предмет преподавания. – М.: Просвещение, 1982.