Вторник
07.05.2024
03:03
Форма входа
Поиск
Календарь
«  Май 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 46
Мини-чат
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0
    Сайт учителя начальных классов ГОРОХОВОЙ АНТОНИНЫ МИХАЙЛОВНЫ

     

    Учебно-методическое пособие

    Формирование познавательных универсальных учебных действий обучающихся в процессе начального языкового образования (на материале краеведения)

     

    Введение

     

    В современных социокультурных и экономических условиях происходят значительные изменения в понимании качества образования, в связи с чем модификации подвергается социальный заказ школе: наблюдается отход от традиционной характеристики качества (уровень полученных знаний). Основными компонентами качества наряду с предметными знаниями и умениями признаются метапредметные универсальные учебные действия, что закреплено в федеральном образовательном стандарте.

    Отличительной особенностью как предшествующего Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, так и обновленного, принятого в 2021 году, является деятельностный характер, в связи с чем главная цель определяется как всестороннее развитие личности обучающихся. В настоящее время именно образование рассматривается в качестве главного фактора социальной успешности личности. Однако, для того, чтобы образование отвечало этим требованиям, оно должно формировать людей, способных к поиску новых знаний и принятию нестандартных и самостоятельных решений. Такой подход обусловлен тем, что современный мир стремительно меняется, а знания, полученные обучающимися в школе, быстро устаревают и требуют обновления. И поэтому востребованными становятся не конкретные результаты обучения, а умения учиться и добывать новые знания и самостоятельно получать информацию. В связи с такими задачами, стоящими перед современной системой начального образования, Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования выделяет в качестве основных метапредметные образовательные результаты. В обновленном стандарте определены требования к следующим метапредметным результатам освоения учениками программ начального общего образования: универсальные познавательные учебные действия, универсальные коммуникативные действия, универсальные регулятивные действия (ФГОС НОО, 2022). Такие требования стандарта свидетельствуют о том, что у современного младшего школьника должны быть сформированы умения получать и обрабатывать информацию и применять ее для решения практических задач. Такие умения является универсальными для как всех школьных предметов, так и для основных сфер человеческой деятельности. Таким образом, анализ Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования убедительно показывает, что процесс обучения должен быть направлен как на формирование универсальных учебных действий, в том числе познавательных, так и на формирование способности их использования в учебной, познавательной и социальной практике.

    Анализ психолого-педагогической и методической литературы свидетельствует о несомненной актуальности вопросов, связанных с различными аспектами формирования у учеников начальной школы метапредметных универсальных учебных действий. В течение последних десятилетий вопросы достижения учащимися метапредметных образовательных результатов, а также вопросы формирования общеучебных универсальных учебных действий анализировались многочисленными авторами, среди которых Н.М. Горленко, В.Б. Лебединцев, О.В. Запятая, Т.Ф. Ушева С.Г. Воровщиков, Д.В. Татьянченко, Н.М. Степаном, Л.Н. Чипишева, Г.А. Цукерман, Е.Л. Мельникова, Г.В. Александрова и др. В настоящее время авторским коллективом под руководством А.Г. Асмолова разработана концепция универсальных учебных действий (Г.В. Бурменская, И.А. Володарская, О.А. Карабанова, Н.Г. Салмина, С.В. Молчанов).

    Среди общеучебных универсальных учебных действий особое место занимают познавательные учебные действия, которые являются важной составляющей различных видов функциональной грамотности младших школьников. Структура познавательных универсальных учебных действий, а также методы и приемы их формирования рассматриваются учеными-психологами (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин, П.Я. Гальперин, В.В. Давыдов и др.) и учеными-педагогами (Т.В. Смолеусова, Г.В. Соболева, И.С. Тактарова, И.А Садыкова, Н.А. Чуланова, Т.Н. Черняева и др.).

    Формирование познавательных учебных действий происходит в процессе обучения различным школьным предметам, в том числе и русскому языку, который является главным предметом в системе начального образования. Учебный предмет «Русский язык» обладает значительным потенциалом в формировании познавательных универсальных учебных действий. В связи с этим актуальными являются вопросы использования дидактического потенциала уроков русского языка для формирования познавательных учебных действий.

    Несмотря на широту и многоаспектность изучения проблемы формирования познавательных УУД, малоизученными являются вопросы использования в данном процессе материалов краеведения. Анализ содержания познавательных универсальных действий, их классификаций в соответствии с современными требованиями убедил нас, что средства краеведения обладают значительным дидактическим и развивающим потенциалом для формирования познавательных УУД.

    Анализ психолого-педагогической и методической литературы, а также наш собственный опыт работы в качестве учителя начальных классов позволяет утверждать, что умелое, творческое, целенаправленное применение средств краеведения позволит добиться существенных результатов в формировании познавательных УУД. В ходе краеведческой деятельности младшие школьники будут овладевать навыками познавательной, исследовательской, собирательной краеведческой работы; у них будет формироваться как интерес к исследовательской деятельности, так и интерес к истории и культуре «малой» родины.

    Однако, несмотря на столь важное значение краеведческой деятельности, она в силу различных причин не заняла того места в образовательном процессе начальной школы, которая должна была занять. До настоящего времени нет соответствующего дидактического материала, методических рекомендаций или методический пособий, которые можно было бы использовать на уроках русского языка для формирования познавательных УУД средствами краеведения.

     

      1. Понятие о метапредметности и метапредменых универсальных учебных действиях

    В соответствии с требованиями ФГОС НОО главным в изучении любого школьного предмета является не набор знаний, а система универсальных учебных действий, которыми должен овладеть обучающийся. Именно универсальные учебные действия рассматриваются стандартом в качестве метапредметного результата начального образования.

    Анализ ФГОС НОО показывает, что в нем в качестве требований к результатам освоения основной образовательной программы определяются личностными, предметные и метапредметные результаты. Последние предполагают, что младшие школьники в процессе обучения должны овладеть универсальными учебными действиями, которые предполагают наличие у ученика начальной школы разнообразных «умений информационно-логического, организационного характера, широким спектром умений и навыков использования средств информационных и коммуникационных технологий для сбора, хранения, преобразования и передачи различных видов информации, базовыми навыками исследовательской деятельности, основами продуктивного взаимодействия и сотрудничества со сверстниками и взрослыми, то есть всем арсеналом средств, позволяющих человеку успешно учиться в течение всей жизни, реализуя идею непрерывного образования и соответствуя вызовам XXI века» (Ушева, 2012). В связи с этим в новом столетии в отечественной системе образования произошел переход к новому – «метапредметному» – измерению результатов образования учащихся, что в свою очередь, обусловило пристальное внимание исследователей к вопросам метапредметного содержания образования. Различные аспекты данной проблемы стали объектом внимания таких авторов, как А.В. Хуторской, Ю.В. Скрипкина, Ю.В. Громыко, Т.Ф. Ушева, Н.И. Аксенова и др.

    Установка обновленного стандарта, принятого в 2022 году, на метапредметный результат обучения обусловила пристальное внимание психологов, педагогов и методистов к понятиям «метапредмет» и «метапредметность», и поэтому «всё чаще в профессиональном словаре современного педагога появляются такие понятия, как «метапредметное обучение», «метапредметные умения» и т.п. Все эти понятия объединяет иноязычная приставка мета, синонимичная русским «за», «над» и придающая этим понятиям значение «всеобщее», «интегрирующее», «универсальное» (Скрипкина, 2010).

    Приставка мета-, заимствованная из греческого языка, выражает следующие значения: «после, следующее, за», а также «через», «между». Являясь частью сложных слов, элемент мета может иметь разную семантику. Так, в электронном Философском словаре мета – это «следование за чем-либо, переход к чему-либо другому, перемену состояния, превращение, напр.: метагенез, метатеза» (Философский словарь, электронный ресурс). В Толком словаре иностранных слов элемент мета имеет помету «в логике» и определяется следующим образом: «относящийся к системам, которые служат для описания других систем, напр.: метатеория, метаязык (Крысин, 2018, 201). А.В. Хуторской отмечает, что «приставка мета стала означать более высокий уровень обобщения, универсальности, интегральности, «то, что следует после физики» (Хуторской, 2012).

    Понятие метапредметности в отечественной педагогической науке активно разрабатывалось представителями научной школы А.В. Хуторского, который определяет «метапредметность как выход за предметы, но не уход от них. Метапредмет – это то, что стоит за предметом или за несколькими предметами, находится в их основе и одновременно в корневой связи с ними. Метапредметность не может быть оторвана от предметности» (Хуторской, 2012). Ученый считает, что метапредметное содержание образования и метапредметную деятельность учащегося необходимо рассматривать «в связке с соответствующим предметным содержанием и предметной деятельностью» (Хуторской, 2012). А.В. Хуторской подчеркивает, что метапредметность является важнейшей частью любой образовательной системы и любого типа обучения, если оно направлено на фундаментальность и человекосообразность. В настоящее время, по мнению А.В. Хуторского, «метапредметность – необходимое условие эвристического обучения, «знания не передаются учителем, а рождаются в собственной деятельности учащегося» (Хуторской, 2012).

    Метапредметное содержание является составной частью любой учебной дисциплины. Ю.В. Громыко определяет метапредметное содержание образования как «деятельность, обеспечивающую процесс обучения, при изучении любого учебного предмета. Данная деятельность не относится к конкретному учебному предмету» (Громыко, 2000). Автор выделяет и характеризует «принцип «метапредметности», который, по его мнению, «заключается в обучении общим техникам, способам, средствам, операциям мыслительной деятельности, которые лежат поверх предметов, но используются при работе с любым материалом учебного предмета» (Громыко, 2000).

    Таким образом, понятия «метапредметность» и «метапредметное содержание» являются одними из самых актуальных в современной психолого-педагогической науке. Обусловлено это тем, что в качестве ведущей цели современного образования провозглашается развитие личности обучающихся. Эта цель заявлена в обновленном ФГОС НОО, в котором указывается, что учебный процесс должна быть направлен, во-первых, на формирование различных универсальных учебных действий, во-вторых, на развитие способности использования универсальных действий в учебной, познавательной и социальной деятельности. Именно универсальные учебные действия рассматриваются в современной психолого-педагогической науке как главный метапредметный результат, которого должны достичь обучающиеся.

    Вопросы формирование метапредметных универсальных учебных действий в настоящее время в связи с особой актуальностью данной проблемы являются объектом внимания педагогов и психологов как в фундаментальных, так и в прикладных исследованиях. Эта проблема анализируется в различных аспектах: потенциал учебно-воспитательного процесса в формировании УУД (Ю.К. Бабанский, М.М. Поташник, Н.Ф. Талызина, П.П. Гальперин и др.), активизация познавательной деятельности учащихся (А.П. Аристова, С.Г. Воровщиков, А.К. Громцева, Е.В. Ковалева, Н. А. Лошкарева, А.В. Усова, Т.И. Шамова и др.), мотивация учения школьников (А.К. Маркова, Н.П. Морозова, Г.И. Щукина, В.Ф. Паламарчук, Д.В. Татьянченко и др.).

    В современных психолого-педагогических исследованиях разработана концепция универсальных учебных действий, авторами которой является группа ученых под руководством А.Г. Асмолова (Г.В. Бурменская, И.А. Володарская, О.А. Карабанова, Н.Г. Салмина, С.В. Молчанов). Термин «универсальные учебные действия» в широком значении интерпретируется как умение учиться, то есть способность личности к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. В пособии «Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе» данные термин толкуется в более узком значении как «совокупность способов действий учащегося (а также связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению навыков и знаний» (Асмолов, 2008, 26).

    В современном ФГОС НОО определены требования к следующим метапредметным результатам освоения обучающимися программ начального общего образования:

    • универсальные познавательные учебные действия (базовые логические и начальные исследовательские действия, а также работу с информацией);
    • универсальные коммуникативные действия (общение, совместная деятельность, презентация);
    • универсальные регулятивные действия (саморегуляция, самоконтроль) (ФГОС НОО, 2022).

    Ученые-педагоги отмечают, что проблема формирования у младших школьников общеучебных умений включает два аспекта. Первый заключается в том, чтобы научить учеников начальной школы самостоятельно овладевать знаниями, вторая - научить детей применять имеющиеся знания в учении и практической деятельности.

    Познавательные УУД характеризуются в психолого-педагогической литературе как основные среди универсальных учебных действий, выделенных в образовательном стандарте. Приоритетность характеризуемых УУД обусловлена тем, что именно познавательная деятельность является ведущим видом деятельности обучающихся, цель которой - приобретение информации об объектах и явлениях реальной действительности и овладение знаниями. Следовательно, от уровня сформированности познавательных универсальных учебных действий зависит способность ребенка получать и усваивать информацию, то есть учиться.

     

    2. Характеристика познавательных универсальных учебных действий

    Вопросы формирования познавательных универсальных учебных действий давно интересовали психологов и педагогов, что нашло отражение в исследованиях С.Г. Воровщикова, П.И. Пидкасистого, Г.К. Селевко, Н.Ф. Талызиной, Т.И. Шамовой, Г.И. Щукиной и др.

    Анализ психолого-педагогической литературы показывает, что вопросы формирования познавательных универсальных действий тесно связаны с проблемами познавательной деятельности в целом. Авторы говорят о гносеологическом и интегративном характере познавательной деятельности, в процессе которой должно происходить становление субъектности обучающихся (А.Г. Асмолов, Н.Б. Крылова, А.Н. Тубельский и др.), формирование мотивированной познавательной активности (И.А. Зимняя, И. Лингарт и др.), внутренней познавательной потребности с учетом склонностей к гуманитарным или точным наукам с позиций настоящего и будущего (Л.И. Божович, A.К. Маркова и др.).

    Вопросами формирования познавательных универсальных действий занимались такие авторы, как А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарский, С.Г. Воровщиков и др., в работах которых представлены различные классификации познавательных УУД, различные методы, приемы их формирования. Педагогами и методистами рассматриваются различные возможности формирования познавательных универсальных учебных действий: в условиях профильных классов (С.В. Чопова), средствами проектной технологии (Л.А. Теплоухова), в работе с тематическим и рефлексивным языковыми портфелями при обучении русскому языку (Т.М. Шахова).

    В работах известных отечественных психологов описывается структура познавательных УУД, методы и приемы их формирования (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин, П.Я. Гальперин, В.В. Давыдова.

              В обновленном ФГОС НОО, по которому российская начальная школа начала работать с 2021 году, универсальные учебные действия четко сформулированы, систематизированы и упорядочены. Так, познавательные универсальные действия, которым являются объектом нашего внимания, в последнем ФГОС НОО разделены на три подгруппы:

    1) базовые логические,

    2) начальные исследовательские действия,

    3) работа с информацией (ФГОС НОО, 2022).

    В стандарте, который действовал в начальной школе с 2009 г., выделялось такое же количество познавательных универсальных учебных действий, но назывались они по-иному: логические учебные действия, общеучебные действия, поставка и решение проблемы. Следовательно, в обновленном ФГОС НОО было сохранено количество видов познавательных универсальных учебных действий, однако при этим авторы изменили их содержание и названия. Новая трактовка познавательных УУД показывает, что приоритеты отдаются исследовательским действиям и работе с информацией.

    В обновленном стандарте ФГОС НОО сформулированы следующие требования к познавательным универсальным учебным действиям:

    «1) базовые логические действия:

    • сравнивать объекты, устанавливать основания для сравнения, устанавливать аналогии;
    • объединять части объекта (объекты) по определенному признаку;
    • определять существенный признак для классификации, классифицировать предложенные объекты;
    • находить закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах, данных и наблюдениях на основе предложенного педагогическим работником алгоритма;
    • выявлять недостаток информации для решения учебной (практической) задачи на основе предложенного алгоритма;
    • устанавливать причинно-следственные связи в ситуациях, поддающихся непосредственному наблюдению или знакомых по опыту, делать выводы;

    2) базовые исследовательские действия:

    • определять разрыв между реальным и желательным состоянием объекта (ситуации) на основе предложенных педагогическим работником вопросов;
    • с помощью педагогического работника формулировать цель, планировать изменения объекта, ситуации;
    • сравнивать несколько вариантов решения задачи, выбирать наиболее подходящий (на основе предложенных критериев);
    • проводить по предложенному плану опыт, несложное исследование по установлению особенностей объекта изучения и связей между объектами (часть – целое, причина – следствие);
    • формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов проведенного наблюдения (опыта, измерения, классификации, сравнения, исследования);
    • прогнозировать возможное развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях;

    3) работа с информацией:

    • выбирать источник получения информации;
    • согласно заданному алгоритму находить в предложенном источнике информацию, представленную в явном виде;
    • распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно или на основании предложенного педагогическим работником способа ее проверки;
    • соблюдать с помощью взрослых (педагогических работников, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся) правила информационной безопасности при поиске информации в сети Интернет;
    • анализировать и создавать текстовую, видео, графическую, звуковую, информацию в соответствии с учебной задачей;
    • самостоятельно создавать схемы, таблицы для представления информации» (ФГОС НОО, 2022)

    Значимость познавательных УУД в современном образовании обусловлена необходимостью реализации системно-деятельностного подхода, который является методологической основой образовательного стандарта. В соответствии с данным подходом знания не даются обучающимся в готовом виде; они «открывают» их сами в процессе самостоятельной исследовательской деятельности с помощью базовых логических действий и в работе с информацией. Чтобы овладеть предметными результатами, младшие школьники должны научиться самостоятельно добывать знания и использовать их при решении тех или иных задач.

    В соответствии с требования нового ФГОС НОО предметные планируемые результаты в рабочих программах должны формулироваться в деятельностной форме - в виде действий. Для планирования познавательных учебных действий при написании рабочих программ и выборе современных заданий рекомендуется использовать следующие глаголы: сравнивать, объединять, классифицировать, находить, выявлять, устанавливать связи, аналогии, делать выводы, выбирать, формулировать цель, наблюдать, делать выводы, доказывать, прогнозировать, находить согласно алгоритму, распознавать информацию, анализировать, соблюдать правила, создавать информацию.

    Формирование универсальных учебных действий происходит в ходе образовательного процесса и, следовательно, успешность данного процесса зависит от содержания тех или иных учебных предметов. И поэтому перед учителем стоит задача отбора дидактического материала, обладающего развивающем и обучающим потенциалом для формирования метапредметных универсальных учебных действий. Считаем, что таким материалом может быть краеведение, применение которого находит разнообразное применение в современной начальной школе. Анализ разнообразного опыта применения краеведения показывает, что такой материал представляется дидактически ценным для обеспечения овладения младшими школьниками процессом приобретения новых знаний. Это обусловлено тем, что обязательным компонентом школьного краеведения является исследовательская деятельность учащихся. В процессе использования краеведения решаются две задачи: первая – это научная, предусматривающая исследование объекта, темы; вторая – это педагогическая, предусматривающая приобщение обучающихся к творческой деятельности и использование собранных материалов в учебно-воспитательном процессе.

     

     

    СКАЧАТЬ