Вторник
07.05.2024
05:30
Форма входа
Поиск
Календарь
«  Май 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 46
Мини-чат
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0
    Сайт учителя начальных классов ГОРОХОВОЙ АНТОНИНЫ МИХАЙЛОВНЫ

    УСТНЫЙ ТЕМАТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ

    УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО БЕЛОГОРЬЯ

      Цели журнала:

    -                     познакомить младших школьников с видами устного народного творчества, бытующими на Белгородчине;

    -                     развивать интерес к языку фольклора края, посредством языка приобщать младших школьников к обычаям и традициям региона.

    1 страница

    Белогорье – сердцу милый край

      1-ый ведущий. Белгородчина – уникальный край юга России с богами традициями, обычаями, со своеобразной народной культурой. Немало сведений о богатом событиями историческом прошлом края, об обычаях и традициях Белгородчины можно обнаружить в бытующих повсеместно в крае фольклорных жанрах: пословицах, поговорках, загадках, приметах, сказках. В них отразились мудрость и опыт бесчисленных поколений наших предков, лучшие черты и качества характера русского человека: трудолюбие, доброта, мужество, великодушие, любовь к ближнему, родному дому, своей земле.

      2-ой ведущий. В ряду малых фольклорных жанров в регионе наиболее распространены пословицы и поговорки. И доказательство этому пословицы о пословицах, зафиксированные в Валуйском районе: «На всякого Ягорку есть своя приговорка» или «На всякую лесть пословица есть».

    Суть содержания пословиц и поговорок – разные стороны жизни и быта народа, а отсюда мудрые советы и пожелания: «Из сна шубы не сошьешь», «Дешевая рыбка – соленая юшка».

    Пословицы и поговорки – одни из самых древних жанров народного творчества. Пословицы и поговорки – это не одно и то же. Это подтверждает и такая пословица: «Поговорка – цветок, пословица – ягодка». Назначение поговорок в том, чтобы сделать речь образной, яркой в связи с характеристикой какого-то жизненного явления или человека. Например: «Чуть не лопнет от жадности», «Как липку ободрал».

    А вот пословицы выполняют совсем другую функцию. Пословицы – это размышления о жизни, человеческих взаимоотношениях, общепринятых нормах и правилах поведения людей в быту и в обществе. Например: «Не красна изба углами – красна пирогами», «Красна пава пером, а жена мужем», «Где любо, там и глазки, где больно, там ручки».

    Много пословиц и поговорок, бытующих на Белгородчине, связано с природой, землей-матушкой, родным домом: «Землю уважай – будет урожай», «Земелюшка кормит людей, как мамушка детей».

    3-ий ведущий. Значительный раздел малых фольклорных жанров на Белгородчине составляют загадки. В загадках в предельно сжатой, но образной форме даются яркие, наиболее характерные признаки и особенности предмета или явления, которые и надо определить. Отгадайте некоторые загадки, зафиксированные на территории нашей области.

              Сижу верхом, знаю на ком.

              Человека встречу, соскочу и привечу (Шапка).

    С лета желтая курица на огороде сидит дуется (Тыква).

    Сама не ем, а людей кормлю (Ложка).

    Горбатый кот девке плечи трет.

    С самого утра пошел со двора,

    На Валуе провалялся, а в воде не купался (Коромысло).

      Назначение загадок в народной жизни далеко не развлечение. Во многих загадках, записанных от старожилов белгородских деревень, вопрос ставится так коварно, что направляет нас по ложному пути, заводя в тупик. Например, в такой загадке:

    Что за зверь:

    В зиму ест, а летом спит,

    Тело теплое, а крови нет,

    Сесть на него сядешь,

    А с места не свезет

    мы невольно начинаем подыскивать зверя с характерными качествами и заходим в тупик, ибо такого зверя в природе просто не существует. А отгадка - крестьянская печь, которая, метафорически выражаясь, действительно наделена описанными в загадке свойствами: «В зиму ест, а летом спит, тело теплое, а крови нет, сесть на нее сядешь, а с места не сдвинешься». Аналогичная «головоломка» была записана в селе Масловка Валуйского района:

    На одном боку райского дерева цветы расцветают,

    На другом - листья опадают,

    На третьем - плоды созревают,

    А на четвертом - ветки подсыхают  (Времена года).

      Как видим, не так просто отгадать загадки, где подобраны такие сравнения, которые направляют нас по ложному пути. Предельно точно об этом сказал исследователь А.П. Квятковский: «Загадка - замысловатое поэтическое выражение, в котором признаки отгадываемого предмета даны в зашифрованном, уводящем в сторону виде».

       1-ый ведущий. Огромное множество поверий и примет знают люди преклонного возраста в любом селе края. Наибольшее число примет связано с противопоставлением правой - левой. Достаточно вспомнить: «Встал не с той ноги (с левой)», «3венит в правом ухе - к доброй вести, в левом - к дурной».

    Достаточно живучи поверья, связанные с образом ведьмы, дьявола (черная сошка, кот, черный пес); боязнь встретить женщину с пустым ведром, боязнь ходить в одном башмаке (умрет мать), давать что-либо через порог или здороваться (случится беда).

    Немалый интерес представляют народные приметы суеверного характера, связанные с действиями людей. Например:

              - пытаясь уберечь свой дом от несчастий, пасхальной свечой выжигают крест на косяке двери;

    - на место больного человека садиться нельзя;

    - если встретить на своем пути булавку - это сулит неприятности;

    - когда шьешь, а нитка при этом путается, то будешь долго жить;

    - купи иголку в понедельник, а в четверг воткни ее с ниткой в свою одежду - будет тебе добро;

    - нельзя ступать на то место, где пустое ведро стояло - ноги заболят;

    - чтобы дурной сон не сбылся, надлежит проснувшись, не глядя в окно, проговорить: «Куда ночь, туда и сон», «Что увидела во сне, не увижу наяву», «Хороший сон воскресни — плохой пополам тресни».

      2-ой ведущий. Стараясь обезопасить себя, оградить от возможных напастей, наши предки знали защитные заговоры. Это особые тексты, которым приписывается магическая сила, способная вызвать желаемое состояние. Текст заговоров рассматривается магическим орудием перехода от одного состояния к другому: от болезни - к здоровью, от неудачи - к удаче, от равнодушия - к любви. Чаще всего заговоры бывают в виде просьбы или требования к святому или языческому божеству, зачастую сопровождающие какое-либо ритуальное действие или имитирующее его. Например, в селе Лучка-Жировка Валуйского района есть ряд заговоров: от сыпи (Глядя на то место, где сыпь шептать: «Ночь и день горись, раб божий (имя) крепись. Иди, сыпь, на болотную зыбь, там твое место, там твой престол. Аминь! Аминь! Аминь!»). Перед чтением заговора надлежало трижды прочитать «Отче наш». Если болят глаза, необходимо, глядя на воду или в глаза собаке, сказать три раза: «Чистая вода, чистые глаза, смой болезнь, слеза! Аминь». При порезах, чтобы унять кровь читают, крестя рану:

    Шла Федора по узгору,

    Несла лапоть за обору.

    Обора оторвалась, кровь унялась.

    Стане на камень, кровь не каплет,

    Стань на кирпич, кровь уймись!

    Аминь!

    3-ий ведущий. Много веков отделяют нас от того времени, когда повелось «баять басни», то есть рассказывать сказки. Известно, что русских царей тешили сказками. К примеру, Иван Грозный держал при себе слепцов-сказочников, царь Михаил - сказочников Петра Сапогова, Клима Орефина и Богдана Путяту.

    И сегодня сказки - это один из самых легко доступных каждому человеку прозаических жанров фольклора. Однако это жанр народного творчества - один из самых малоизученных на Белгородчине. Количество записанных сказок местными фольклористами не превышает два-три десятка. Большую часть из них составляют так называемые «дитячие сказки», то есть те, что рассказывали пестуньи: бабушки, нянюшки своим питомцам. Вероятнее всего, к жизни они были вызваны педагогическими потребностями: «старай бая, да поучая, а малай слухая, да вразумея». Нетрудно заметить, что основное тематическое зерно данной группы сказок - нравственные законы народа: тема труда и добра, послушания и уважения, смелости, честности и дружбы.

      Можно выделить несколько видов сказок, записанных на Белгородчине. Прежде всего это сказки о «братьях наших меньших» (животных, птицах, рыбах), социально-бытовые и волшебные. В разных районах области иногда одна и та же сказка имеет небольшие разночтения. Так, сказка «Про братца Иванушку и сестрицу Аленушку» несколько разнится в части волшебных превращений главного героя, испившего воды из копытца. Это может быть козленок, ягненок, жеребенок. Источник зла также различен в разных селах. В одном случае - это злая мачеха, в другом - ведьма, в третьем - сиротство детей, заставившее их «искать на свете лучшей доли-участи». И соучастники счастливой развязки у каждой сказочницы разные: девка-работница, казаки, Иван - крестьянский сын. А вот финал чудесного превращения во всех вариантах один с неизменным: «Тута басне - конец, а кто слухал - молодец!».

    Больше всего на территории региона зафиксировано фольклористами бытовых сказок, в основе которых анекдотические житейские ситуации. Ярким примером данного жанра может служить сказка «О нерадивой хозяйке», записанной в селе Пороз Грайворонского района. Послушайте эту сказку (звучит магнитофонная запись):

    «Пекла одна хозяйка хлеб у дежки. Поначалу у ей по десять буханок с той дежки получалось. А тады допяклась - тольки буханка выходить стала.

    Привяла она батюшку и кажа:

    - Батюшка, отслужи мине над дежкою молебен. Раньше с ней выходило десять буханок, а таперь - одна.

    Глянул батюшка у дежку и видя: заросла она плесенью и тесто засохло. Подумал он, подумал и кажа:

               - Ложи денег на стол поболе!

    Хозяйка последние свои избытки на стол поклала. Ён узял их и служить стал.

               - Дежа, дежа! Табе требуеться вихоть, да ножа!

               - Бяри, хозяйка, ветошь и ножик. Выскребай и мой дежку!

    Сказал так поп и ушел сабе. А хозяйка выскребла тэю дежку и на другой дет десять буханок спякла. Вот какия нерадиваи хозяйки бувають».

    1-ый ведущий. Как говорится: «Сказка - быль, а в ней - намек...»

    2-ая страница

    Песенные традиции края

      1-ый ведущий. В деревнях и селах Белгородчины, как и много дет назад, можно услышать и записать замечательных мастеров исполнителей, сохранивший чрезвычайно богатый и красочный музыкальный фольклор. По словам известного собирателя народных песен Белгородчины В.М. Щурова, «полувоины – полуземлепашцы, солдаты, стрельцы, казаки, пушкари южнорусских военных поселений и их матери, жены, сестры создали великолепные, красивейшие песни, радующие слух богатством многоголосного распева, многоцветьем ярких ладовых красок, выразительностью мелодий, поэтичностью и мудростью словесных текстов».

      Каждая песня края, будто маленький спектакль, который включает завязку, основную часть и развязку. Песни есть на все случаи жизни. «По времени, по сезону и по судьбе человека слагались наши песни», утверждают народные исполнители. И не без основания.

    2-ой ведущий. Народная песня нашего региона представлена практически всеми известными жанрами. Это эпические песни, баллады, исторические, лирические, карагодные, величальные, шуточные, плясовые песни, частушки, детский музыкальный фольклор. Особенно широко представлены в крае песни, связанные со старинными обрядами и обычаями, и праздниками календарно-земледельческого круга и семейно-бытовыми. Перед вами книги, в которых представлены песни Белгородчины. Это: «Народные песни Белгородской области». Составитель Н.М. Элиаш. «Песни Усердской стороны», составитель В.М. Щуров; «Вспомним, братцы-грайворонцы», составитель И.И. Веретенников, «Народная художественная культура Белгородчины», аавтор М.С. Жиров. Эти люди всю жизнь собирали, записывали песни, которые исполнялись и сочинялись нашими земляками. Теперь мы можем узнать об истории песенного творчества на нашей земле. Послушайте песню, которая есть в сборнике «Песни Усердской стороны» (звучит запись):

    Виноград ты мой, ягодка,

    Наливной ты мой яблочек,

    Удалой ты будешь молодец.

    Уродился ты хорош, пригож,

    Будешь счастливый, талантливый,

    На работе ты ретивый, да заботливый,

    Свет Иван-то Алексеевич.

    Ты с людьми говорливый, да приветливый.

    У родителей любимый, да почетливый,

    Красны девицы полюбят тебя,

    Добры люди позавидуют!

    3-ий ведущий. Песенной традиции нашего края имеет характерные черты. И прежде всего это бытование сезонных хороводных («карагодных») песен, которые приурочены к определенному времени года. Широко распространены«алилёшные» песни, то есть песни с наличием характерного припева «лёли, лёли», «ляли, ляли», «алилей лёли, лёли».

    На Белгородчине огромное множество разнообразных по форме и характеру свадебных песен, плясок, инструментальных наигрышей, песен календарно-земледельческого круга, плясовых. Певческая исполнительская традиция Белгородчины - яркая, полётная, звонкая, открытая. Несколько резкая и энергичная подача звука обусловлена благоприятными природно-климатическими условиями (ширь полей и лугов, мягкий климат), особенностями художественной образности песен, яркими свойствами характера и темперамента местных жителей.

    1-ый ведущий. Огромным разнообразием в нашем крае представлены святочные песни: христославия, колядки, щедровки, колядки-«припевания», адресные песни, засевания, виноградья. Одна из белгородских колядок