Воскресенье
19.05.2024
11:52
Форма входа
Категории раздела
Мои файлы [7]
Поиск
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 46
Мини-чат
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0
    Сайт учителя начальных классов Шелаевской средней общеобразовательной школы ГОРОХОВОЙ АНТОНИНЫ МИХАЙЛОВНЫ
    Главная » Файлы » Мои файлы

    «Формирование познавательных универсальных учебных действий младших школьников
    [ Скачать с сервера (4.06 Mb) ] 27.03.2024, 08:47

    ОГАОУ  ДПО «БелИРО»

     

     

     

     

     

     

    «Формирование познавательных универсальных учебных действий младших школьников посредством использования кейс-технологии на уроках литературного чтения»

     

     

    Авторы опыта:  Горохова Антонина Михайловна, учитель начальных классов муниципального общеобразовательного учреждения «Шелаевская средняя общеобразовательная школа»,

     Салова Светлана Вячеславовна , учитель начальных классов муниципального общеобразовательного учреждения «Шелаевская средняя общеобразовательная школа»

     

     

     

    Белгород

    2021 г.

     

    Содержание:

                           

    Информация об опыте ....................................................................... ……2

    Технология опыта................................................. ………………….. .....  6

    Результативность опыта …………….......................................................13

    Библиографический список ……….........................................................20

    Приложение к опыту ……………….........................................................21

     

                                      

     

    Тема опыта: «Формирование познавательных универсальных учебных действий младших школьников посредством использования кейс-технологии на уроках литературного чтения».

    Авторы опыта: Горохова Антонина Михайловна, Салова Светлана Вячеславовна, учителя начальных классов  МБОУ «Шелаевская средняя общеобразовательная школа»  Валуйского городского округа.

     

    Информация об опыте

    Условия становления, возникновения опыта

     

    Авторы опыта работают учителями начальных классов в  муниципальном образовательном учреждении «Шелаевская средняя общеобразовательная школа» Валуйского городского округа  более 30 лет.

    Начиная с 2018 года  авторов  опыта заинтересовала проблема  поиска новых форм организации целенаправленной работы по формированию способности младших школьников самостоятельно успешно усваивать новые знания, формировать умения и компетентности, включая самостоятельную организацию этого процесса.

    В мае 2018 года среди обучающихся 4 классов, выпускников начальной школы,  была проведена диагностика определения уровня  сфомированности  познавательных  универсальных учебных действий ( далее-УДД). 

     Анализ результативности работы по формированию универсальных учебных действий проводился по методике Л.А. Ясюковой [7], Д. Векслера [7], А. Панасюка [7]. Сформированность учебно-познавательного интереса младших школьников исследовалась по методике Г.Ю. Ксензовой [10] (Приложение 1). 

              По результатам обследования было определено, что только - 21%   обучающихся, принявших участие в диагностике обладали с высоким уровнем сформированности познавательных УУД,  43%  - средним уровнем  и    36%   обучающихся – низким уровнем.  

    Актуальность опыта

     Проблема    поиска   новых форм  учебного  процесса, которые позволяют  на практике организовать взаимодействия всех участников образовательных отношений для достижения метапредметных результатов освоения образовательной  программы, включающих формирование универсальных учебных действий, является очень актуальной в современной школе.

    По мнению многих ученых и практиков  одной из наиболее эффективных образовательных технологий, способствующих организации продуктивной учебно-познавательной деятельности является, кейс-технология.

    Кейс-технологии позволяют закрепить теоретические знания по предмету, обогатить практический опыт младших школьников, их способность высказывать свои мысли, идеи, предложения, умение выслушать альтернативную точку зрения и аргументированно высказать свою. На каждом этапе решения кейс-ситуации созданы условия для формирования познавательных универсальных учебных действий.

     В ходе работы над темой опыта были выявлены противоречия:

    - между необходимостью решения обучающимися задач проблемного характера и недостаточно сформированными аналитическими навыками;

    - между объёмом учебной информации и ещё не сформированным умением выбирать наиболее оптимальные варианты решения учебной задачи;

    - между необходимостью формирования познавательных универсальных учебных действий и низким уровнем потребности обучающихся работать на метапредметном уровне.

    Ведущая педагогическая идея опыта

     Ведущая  педагогическая идея опыта заключается в создании оптимальных условий для повышения уровня сформированности познавательных УУД младших школьников посредством внедрения в учебную деятельность кейс-технологии.

    Длительность работы над опытом

    Работа по разрешению выявленных противоречий велась в течение трёх лет.

    Начальный период (май  2018 года - ноябрь 2019 года) проведение диагностики сформированности  познавательных УУД  у выпускников начальной школы, изучение психолого-педагогической и методической литературы по теме опытной работы, подбор диагностического инструментария.

    На основном этапе (декабрь 2018 года – март  2021 года) ‒ введение в учебную деятельность учебных кейсов, проведение текущей диагностики, определение её влияния на результат сформированности познавательных УУД. Авторами разработаны различные виды кейс-ситуаций, способствующие формированию познавательных УУД на уроках литературного чтения в начальной школе.

      На заключительном этапе (апрель 2021 года - май 2021 года) проводился мониторинг определения уровня сформированности   познавательных УУД, обработка и анализ полученных результатов.

    Диапазон опыта

    Диапазон опыта представлен единой системой уроков литературного чтения, направленной на формирование у младших школьников познавательных универсальных учебных действий.

    Теоретическая база опыта

    Теоретической базой опыта послужили положения теории воспитания и обучения Л.С. Выготского [6], который считал, что воспитание состоит не в приспособлении ребёнка к окружающей действительности, а в формировании таких основ его личности, которые выходят за рамки этой среды, то есть обучающиеся могут спроектировать свою деятельность на будущее, при этом важнейшую роль играет самовоспитание ребёнка. Только личная деятельность ребенка может стать основой воспитания. Воспитатель должен лишь наблюдать, направлять и корректировать самостоятельную деятельность ребёнка в нужные моменты. Таким образом, можно говорить об активности как со стороны воспитанника, так и со стороны воспитателя, более того, следует сказать и об активности самой воспитательной среды.

    Воспитание и обучение тесно взаимосвязаны, оба этих процесса являются коллективной образовательной деятельностью, что даёт возможность рассматривать кейс-технологию как вид учебной деятельности.

    Авторы опыта рассматривают учебный кейс как технологию интерактивного обучения, позволяющую взаимодействовать всем учащимся, включая педагога. Понятие «кейс» (англ. case study – исследование, анализ случая) ‒ это смоделированная рабочая ситуация, вызывающая дискуссию, требующая анализа и предложений по эффективному решению проблемы.

    Это определение находит подтверждение в теории обучения М.Н. Скаткина [11] и И.Я. Лернера [11], которые выделяли пять основных общедидактических методов обучения:

    1.Объяснительно-иллюстративный (информационно-рецептивный);

    2. Репродуктивный;

    3. Проблемное изложение;

    4. Частично поисковый (эвристический);

    5. Исследовательский.

    Четвёртый и пятый методы относятся к продуктивной группе методов обучения. Данная группа методов характеризуется тем, что посредством их ученик самостоятельно открывает новые знания в результате собственной исследовательской творческой деятельности. Частично-поисковый метод предполагает, что ребёнок часть работы по решению учебной задачи выполняет самостоятельно. Использование кейс-технологии в учебной деятельности – это следование младшего школьника к новому знанию через собственный творческий, исследовательский потенциал.

    Впервые работа с кейсами в рамках учебного процесса была реализована в Гарвардской школе бизнеса в 1908 г. В России данная технология стала внедряться лишь последние 3-4 года. Это технология активного проблемно-ситуационного анализа, основанная на обучении путём решения конкретных задач-ситуаций (кейсов). Главное её предназначение – развивать способность находить решение проблемы и учиться работать с информацией, при этом акцент делается не на получение готовых знаний, а на их выработку, на сотворчество учителя и ученика.

    Кейс-технология способствует повышению учебной мотивации младших школьников, развитию их интеллектуальных навыков, которые будут ими востребованы на других уровнях получения общего образования.

    Кроме того, использование кейс-технологии в учебном процессе имеет ряд преимуществ:

    - у учащихся развивается умение слушать и понимать других людей, работать в команде;

    - в жизни ребятам пригодится умение логически мыслить, формулировать вопрос, аргументировать ответ, делать собственные выводы, отстаивать свою точку зрения.

    Достоинством кейс-технологии является её гибкость, вариативность, что способствует формированию познавательных универсальных учебных действий.

    По мнению профессора Н.Ф. Виноградовой, познавательные универсальные  учебные действия младшего школьника классифицируются на: 1) познавательные универсальные учебные действия, отражающие операции мышления на уроках литературного чтения; 2) познавательные универсальные учебные действия, «участвующие» в поисковой и исследовательской деятельности на уроках литературного чтения; 3) познавательные универсальные учебные действия, обеспечивающие работу с информацией различного вида на уроках литературного чтения [15].

    В соответствии с данными психологии к операциям мышления (мыслительным операциям) относят: анализ, сравнение, абстрагирование, синтез, конкретизацию, обобщение, классификацию. Преимущество дидактического процесса, ориентированного на использование мыслительных операций, состоит в том, что обучающийся имеет возможность выйти за пределы только внешнего изучения объекта, проникнуть во внутреннюю его суть, установить связи, зависимости данного объекта с другими.

    Познавательные универсальные учебные действия как способы решения познавательных учебных задач, характеризуются следующими качествами: во-первых, они ориентированы на применения различных методов познания, во-вторых, опираются на рациональное использование мыслительных операций, в-третьих, требуют деятельности моделирования и конструирования.

    Применительно к этапу начального образования информация рассматривается как совокупность значимых для обучения и развития младшего школьника содержательных данных, сведений, фактов об изучаемом объекте. Получение информации об объекте выступает либо самостоятельной учебной задачей, либо этапом её решения. В этом случае учебная задача предполагает не просто поиск информации, а её представление или интерпретацию.

    Таким образом, выполнение заданий проблемного характера в ходе решения кейс-ситуаций будет способствовать формированию познавательных универсальных учебных действий.

    Новизна педагогического опыта заключается в организации активной учебно-познавательной деятельности обучающихся с использованием кейс-технологии, позволяющей заинтересовать обучающихся в изучении предмета, способствующей активному усвоению знаний и навыков самостоятельного сбора, обработки и анализа информации, характеризующей различные ситуации для последующего её обсуждения в коллективе с показом своего варианта решения вопроса или проблемы.

    Авторами опыта разработаны и апробированы на практике 3 вида образовательных кейса к урокам литературного чтения: практический, учебно-познавательный, научно-исследовательский, а также сформулированы требования к содержанию учебного кейса и выделены этапы работы обучающихся с кейсом.

    Характеристика условий, в которых возможно применение опыта

    Материалы опыта могут быть использованы в практической деятельности учителей начальных классов образовательных организаций при организации урочной деятельности с обучающимися 1-4 классов.

    Категория: Мои файлы | Добавил: as1374
    Просмотров: 18 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 0