Содержание:
1. Информация об опыте…….....…2
2. Технология опыта…………...…...7
3. Результативность опыта…..….15
4. Библиографический список….21
5. Приложение к опыту……….…….23
Раздел 1
Информация об опыте
Тема: «Краеведческий
материал как средство развития познавательного интереса младших школьников к
учебному предмету «Русский язык».
Условия
возникновения, становления опыта. Возникновение опыта связано с включением школы, в которой работает
автор, в экспериментальную работу по регионализации языкового образования в
начальной школе.
МОУ
Шелаевская СОШ существует более 100 лет. За это время коллективом школы
накоплен богатый опыт учебно-воспитательной работы, который был обобщен и представлен
на ВДНХ. Хорошо налаженный процесс внутришкольной жизни позволяет успешно
решать всю совокупность проблем по формированию интеллектуального,
идейно-нравственного, физического и трудового потенциала подрастающего
поколения. Для школьного коллектива непрерывное стремление к совершенствованию,
поиску эффективных путей организации учебно-воспитательного процесса.
Индивидуальные познавательные и творческие способности учащихся реализуются через
систему дополнительного образования. Для учащихся открыто более 50 кружков и
творческих объединений по интересам. Однако, несмотря на благоприятные условия
обучения и воспитания, у многих учащихся наблюдается пассивное и равнодушное
отношение к учебе, отсутствует познавательный интерес.
Многолетний опыт работы в качестве
учителя начальных классов показывает, что первоклассники приходят в школу с
большим желанием учиться, однако очень быстро
утрачивают интерес к обучению. На уроках родного языка отмечается низкий
уровень познавательной активности. Учащиеся заучивают лингвистические понятия и
правила, не осознавая сущности отражаемых ими явлений. Поэтому, проанализировав
ситуацию, автор пришел к выводу, что развитие познавательного интереса -
важная проблема, которая требует систематической и целенаправленной работы
прежде всего на уроках русского языка.
В
МОУ Шелаевская СОШ созданы благоприятные условия для использований
краеведческих материалов в учебном процессе. На территории села функционирует
историко-краеведческий музей, создание которого является заслугой школьного
коллектива. Обращение к местному, региональному материалу позволит наполнить
конкретным материалом содержание уроков, оживить «сухие» правила и нормы и
реализовать развивающие возможности родного языка, заложенные в нем как в
предмете обучения. Поэтому возникла необходимость использования краеведческого
материала на уроках с целью развития познавательного интереса младших
школьников к учебному предмету «русский язык».
Актуальность опыта.
Изучению русского языка в начальной школе
отводится одно из центральных мест. Столь большое внимание к данному предмету
обусловлено прежде всего теми функциями, которыми обладает язык. Во-первых, он
является средством общения между людьми, во-вторых, он является средством
оформления и выражения мыслей человека и, в-третьих, с помощью языка человек
может выражать свои эмоции. Русский язык как учебный предмет открывает ученику
мир знаний, так как, овладев языком, учащиеся становятся способными к усвоению
других предметов.
Однако наблюдается неудовлетворенность учителей
практикой изучения младшими школьниками родного языка. Изучение
лингвистического материала не вызывает у учащихся необходимый интерес, на
уроках русского языка отмечается низкий уровень познавательной активности,
формализация процесса усвоения знаний, что свидетельствует об актуальности
заявленной проблемы
Большими резервами в решении
проблемы формирования познавательного интереса обладает краеведческий материал,
обращение к которому является как никогда своевременным. В настоящее время
созданы определенные объективные предпосылки, благоприятствующие обращению к региональным
особенностям в процессе изучения родного языка. С 1998-99 учебного года в общеобразовательных
учреждениях Российской Федерации наряду с федеральным введен региональный
компонент образования, который предполагает выбор учебных дисциплин каждым из
регионов России, предусматривает часы на их проведение, а также предполагает
учет региональных особенностей в содержательной части каждого школьного
предмета.
Региональный
компонент в преподавании русского языка предполагает обращение к языковым
фактам, характерным для той или иной местности, то есть обращение к краеведению. Именно краеведение позволит успешно реализовать
идею введения регионального компонента в школьный курс родного языка. Таким
образом, было обнаружено противоречие между фактическим уровнем развития
познавательного интереса младших школьников к учебному предмету «русский язык»
и требованиями современности. Это позволяет сделать вывод о необходимости
поиска новых методов и средств развития познавательного интереса. Главная цель
любого учителя сводится к желанию увлечь, полностью захватить умы и души своим
предметом. Благодатным материалом, позволяющим пробудить, поддержать и
сохранить интерес учащихся к изучению русского языка, является краеведение.
Продуманное включение краеведческий сведений в структуру уроков русского языка,
использование краеведения в процессе внеклассной работы по русскому языку
позволяет учителю формировать интерес школьников к родному языку, воспитывать в
них потребность изучать живое русское слово. Однако проблема развития
познавательного интереса к русскому языку является до настоящего времени
недостаточно разработанной.
ПОЛНЫЙ ТЕКСТ ДОКУМЕНТА В АРХИВЕ