РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ
В 4 КЛАССЕ
НА ТЕМУ:
«Каждый ребенок одарен: учимся открывать и развивать таланты ребенка»
Тема: «Каждый ребенок одарен: учимся открывать и развивать таланты ребенка»
По преданию семь мудрецов Древней Греции, сойдясь в храме Аполлона в Дельфах, написали на нём: «Познай самого себя ». Это высказывание в полной мере относится к проблеме способностей. Как только человек начинает осознавать себя, выделять как личность из окружающего мира, перед ним встают важные жизненные вопросы: «кто я?», «в чём моё предназначение?», «на что я способен?». Что же такое способности? Это такие свойства личности, которые обеспечивают человеку успешное выполнение какой-либо деятельности. Специалисты расходятся в своём мнении по поводу происхождения и развития способностей: одни считают, что способности даны человеку от природы, а воспитание и обучение лишь способствуют развёртыванию способностей в течение жизни человека. Другая группа учёных уверена, что все дети рождаются с одинаковыми возможностями, а способности – результат обучения и усилий преподавателей, родителей, воспитателей. Истина, как говорится, находится посередине. Существует и третье мнение: и врождённые возможности (задатки) и влияние среды одинаково важны для развития и проявления способностей.
Считается, что каждый здоровый ребёнок имеет от природы все способности, чтобы овладеть любым делом, любой профессией до среднего уровня.
Прежде чем говорить о развитии детских способностей, нужно понять возрастные психологические особенности детей данного возраста. Понимая возрастные особенности развития детей, мы сможем наиболее грамотно выстроить систему работы над развитием творческих и интеллектуальных способностей и талантов наших детей.
Анкета для родителей «Определение уровня проявления способностей ребенка»
На вопросы анкеты необходимо отвечать «да» или «нет».
Скорее способный, чем одаренный
1.Мой ребенок инициативный, живой, подвижный.
2.Он с готовностью откликается на все новое.
3.Любит все загадочное и непонятное.
4.Часто нуждается в поддержке старших.
5.Довольно легко отвлекается и оставляет начатое дело.
Если на пять вопросов вы дали ответы «да», есть некоторые основания считать Вашего ребёнка способным. Если на вопросы 4 и 5 вы ответили «нет», переходите к следующим вопросам.
Для консультаций с одарёнными
и высокомотивированными детьми
«КАК НАПИСАТЬ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКУЮ РАБОТУ?»
Методические рекомендации для детей и родителей
Этапы выполнения исследовательской работы
І этап. Подготовка к исследовательской работе (проекту)
1. Найди проблему – то, что на твой взгляд хочешь изучить и исследовать.
2. Назови свое исследование, т.е. определи тему исследовательской работы;
3. Опиши актуальность исследовательской работы, т.е. обоснуй выбор именно этой темы работы;
4. Сформулируй цель исследовательской работы и поэтапно распиши задачи исследовательской работы;
5. Выбери оптимальный вариант решения проблемы;
6. Составь вместе с учителем план работы для реализации своего исследовательского проекта.
ІІ этап. Планирование исследовательской работы
1. Определись, где планируешь искать и найти информацию;
2. Определись со способами сбора и анализа информации, т.е. каким образом, в какой форме и кто будет собирать, выбирать и анализировать информацию;
3. Выбери способ представления результатов работы, т.е. в какой форме будет твой отчет (текстовое описание работы, присутствие диаграмм, презентации, фотографий процесса исследования или эксперимента, аудио- или видео-записи наблюдений, опытов, этапов эксперемента и конечного результата);
4. Установи критерии оценки (как будешь оценивать) хода эксперимента, исследования, полученного результата исследовательской работы (исследовательского проекта);
5. Распредели задачи и обязанности между учащимися в группе, если это групповой проект.
ІІІ этап. Исследование (процесс исследования, эксперимента)
1. Собери необходимую информацию для проведения исследования, при необходимости, проведи расчеты, замеры, подбери качественный и безопасный материал и инструменты для эксперимента и т.д.
2. Проведи то, что запланировал: интервью, опросы, наблюдения, эксперименты, опыты, необходимую работу.
ІV этап. Выводы
1. Проведи анализ полученной в ходе исследовательской работы информации;
2. Дай экономико-экологическое обоснование (затратно, экономически выгодно, экологично ли выполнение твоей исследовательской работы);
3. Сформулируй выводы (добился ли того, что ставил в цели и задачах).
Лекции для родителей. ВСЁ О ДЕТСКОЙ ОДАРЁННОСТИ
Лекция 1. одаренный ребенок в школе
Каждый ребенок - художник. Трудность в том,
чтобы остаться художником, выйдя из детского возраста.
Пабло Пикассо
Каждый учитель неоднократно задавал себе вопрос о том, почему достаточно большое количество одаренных детей, имеющих высокие результаты в младших классах, становятся слабоуспевающими к концу обучения в школе. Как помочь этим детям стать успешными?
Чем они отличаются от других? Своей одаренностью. Превосходством в чем-либо. Природа наделила их высокими возможностями в учении. Такие дети выгодно отличаются от своих сверстников уровнем развития: раньше начинают говорить и хорошо владеют своей речью (объясняют, рассказывают, фантазируют); быстрее запоминают новое, дольше удерживают его в памяти; склонны к обобщению и анализу; наблюдательны и любознательны. Это те, кто проявляет интерес к различным видам интеллектуальной и творческой деятельности. Диапазон их может быть достаточно широким: игра и труд, наблюдения и эксперименты, художественные, спортивные и хозяйственные занятия. Взрослым надо не просто поощрять участие детей в деятельности, но и поддерживать их активность, «подпитывать» ее, расширять знания ребенка, делающие возможной деятельность; организовать деятельность так, чтобы была возможность применить полученные знания.
Родительское собрание
Тема: «Работа с одаренными детьми».
Цель: создание условий для развития и реализации способностей одаренных детей, активизации и поощрения их творческой деятельности; повышение педагогической грамотности родителей
Ход собрания
Образование не даёт ростков в душе,
если оно не проникает до значительной глубины.
Протагор
1. Слово учителя
Выявление, поддержка, развитие и социализация одаренных детей становятся одной из приоритетных задач современного образования в России, поскольку от ее решения в итоге зависит интеллектуальный и экономический потенциал города, области, государства. Образовательная практика показывает снижение заинтересованности и реальных возможностей родителей и педагогов в выявлении и работе с одаренными учащимися. Остается острой проблема раннего выявления одаренного ребенка, обеспечения грамотной психолого-педагогической поддержки его гармоничного развития и социализации. Таким образом, необходим поиск условий, позволяющих качественно улучшить работу по выявлению, поддержке и дополнительному развитию одаренных детей при одновременном сохранении высокого уровня универсального образования. Кроме того, важно объединить разрозненные технологии диагностики одаренности, обучениям развития интеллектуально одаренных детей в целостную «работающую» систему. Важнейшим направлением решения данной проблемы является реализация специальных программ обучения, которые соответствовали бы потребностям и возможностям этой категории учащихся и могли бы обеспечить дальнейшее развитие их одаренности.
Одаренность — совокупность свойств личности, обеспечивающих реальное и потенциально успешное выполнение деятельности и получение результатов в одной или нескольких областях выше среднего (по К.К. Платонову и A.M. Передник).
Одаренная личность — личность отличающаяся от среднего уровня своими функциональными или потенциальными возможностями в ряде областей: интеллектуальной, академической, творческой, художественной, сфере общения (лидерство), психомоторной (формула министерства образования США).
Родительское собрание
«Одаренность ребёнка: выявить и поддержать»
Цель: обеспечение психологической подготовки родителей, необходимой для стимулирования и развития потенциальных творческих возможностей ребенка.
Задачи:
ознакомить родителей с научными исследованиями одаренности ребенка;
рассмотреть возможности самовыражения и самореализации одаренных подростков в различных видах творчества.
Форма проведения: круглый стол.
Участники: классный руководитель, родители учащихся.
Подготовительный этап: тестирование учеников.
Обработка результатов: подсчитывается количество баллов по каждому виду способностей.
Оформление помещения, инвентарь: цитаты на доске:
• «Одаренность - качественно своеобразное сочетание способностей, от которого зависит возможность достижения высоких результатов в выполнении той или иной деятельности» (Справочник по психологии и психиатрии детского и подросткового возраста / Под ред. С.Ю. Циркина. СПб.: Питер, 1999);
• «Одаренность - это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных) результатов». (Богоявленская Д.Б., Брушлинский А.В., Холодная М.А., Шадриков В.Д. Рабочая концепция одаренности. М., 1998).