ПРОГРАММА
лингвокраеведческого
кружка для младших школьников
«ДИАЛЕКТНАЯ
ЛЕКСИКА»
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ
ЗАПИСКА
В последнее
десятилетие в образовательных учреждениях России значительно возрос интерес к
изучению родного края. Это обусловлено рядом причин: деидеологизацией общества
и стремлением заполнить образовавшийся после отмены октябрятского и пионерского
движения вакуум; желанием познать мир, в котором живешь; новыми подходами к
процессу обучения, гуманизацией образования; ориентацией на развитие личности;
осознанием эффективности краеведческого принципа обучения (от известного к неизвестному,
от частного к общему).
В
настоящее время созданы необходимые объективные предпосылки, дающие возможность
обратиться к познанию местных особенностей в процессе изучения всех школьных
предметов. Реализация «Базисного плана общеобразовательных учреждений
Российской федерации» предполагает, наряду с федеральным, освоение и
национально-регионального компонента государственного образовательного
стандарта.
Предмет «Русский
язык» обладает большим потенциалом в плане формирования регионального
компонента. Под региональным компонентом школьного лингвистического курса понимаются языковые факты, присущие той
или иной местности как в тематическом, так и лингвистическом отношении. Таким
образом, использование регионального компонента в языковом образовании
предполагает обращение к местным языковым особенностям, к лингвистическому
краеведению.
Важнейший объект
лингвистического краеведения – диалект, его фонетические, грамматические и лексические
особенности. Еще в XIX
в. ученые настойчиво рекомендовали школьным учителям знакомить своих учеников с
особенностями местных говоров, с тем, чтобы изучать язык в его исторических и
местных изменениях (Ф.И. Буслаев, А.А. Шахматов). «Из обзора русских наречий,
из знакомства с живыми говорами, - писал А.А. Шахматов, - учащийся вынесет
уважение к идее народности. Он увидит народ не в одних блестящих проявлениях
культурной и государственной жизни, не в одних полководцах и сановниках,
писателях и художниках – он усмотрит русский народ в непосредственных
проявлениях его духовной жизни».
На уроках русского языка обращение к региональным
особенностям из-за ограниченности во времени может осуществляться в виде
отдельных экскурсов, в ходе которых учащиеся будут знакомиться с местными
языковыми особенностями. Более эффективным и целесообразным является
привлечение регионального языкового материала в процессе внеклассной работы.
Важнейшей формой внеклассной работы признается
кружок, который позволит учителю организовать постоянную и систематическую
работу, с закрепленным составом участников по изучению того или иного
лингвокраеведческого материала, а именно – диалектной лексики.
Основная цель программы – формирование лингвокраеведческой компетенции
младших школьников. Лингвокраеведческая
компетенция рассматриввпается как составная часть социокультуроной компетенции.
Она предполагает осознание связи языка и с историей и культурой региона. Это
система знаний о культуре, истории, обычаях и традициях «малой» родины,
извлеченная из регионально маркированных языковых единиц. Становление этого
вида компетенции происходит в процессе знакомства с лингвокраеведением, то есть
в процессе изучения языка в его региональной разновидности. Формирование
лингвокраеведческой компетенции предполагает организацию наблюдений за
языковыми особенностями региона, обогащение словаря учащихся региональной
лексикой, развитие умений и навыков использования такой лексики в собственных
высказываниях, в различных коммуникативных ситуациях.
Задачи
программы:
-
формирование
интереса к изучению народной речи и бережного отношения к народному слову;
-
формирование
представления о русских народных говорах, об особенностях местного говора;
-
привитие навыков сбора диалектологического
материала;
-
через
знакомство с диалектной лексикой расширение знаний учащихся об истории,
культуре своего региона, характерных для него обычаях и традициях.
Методами и приемами работы над диалектной лексикой
могут быть следующие:
-
слово
учителя, сообщения учащихся,
-
беседы
по сообщаемому факту (фактам);
-
сопоставление
фактов диалектного и литературного языка;
-
решение
лингвистических задач, отражающих диалектные особенности;
-
использование
занимательного материала;
-
использование
иллюстративного материала (таблиц, лингвистических карт и т.п.);
-
экскурсии
(например, в краеведческий музей);
-
работа
со словарями (толковыми, этимологическими, Толковым словарем живого великорусского
языка В.И. Даля);
-
беседы
с местными жителями;
-
составление
словаря местного говора (тематического, алфавитного);
-
создание
мини-текстов с использование диалектной лексики.
ПРОГРАММА
Понятие о русском национальном языке.
Литературный язык и диалекты.
Понятие о диалектном членении русского
языка. Основные черты южнорусского и великорусского наречий.
Белгородские говоры как яркие
представители южновеликорусского наречия. Формирование белгородских говоров.
Украинизмы в белгородских говорах.
Выдающиеся собиратели народной речи и
фольклора (В.И. Даль, А. Афанасьев и др.). Диалектные (областные) словари.
Правила отбора слов, построения словарных статей в таких словарях.
«Толковый словарь живого великорусского
языка» В.И. Даля как сокровищница лексики народных говоров. Нахождение и анализ
в этом словаре слов с пометой южн.,
курс., воронеж. (есть ли такие слова в местном, говоре; судьба этих слов в
современном русском языке – по толковым словарям современного русского языка).
Понятие
о диалектном (областном) слове. Типы диалектизмов (семантические, фонетические,
морфологические, этнографические).
II. Лексика говора родного села.
Лексический состав местного говора.
Явления синонимии и антонимии в лексике
говора. Многозначные слова и антонимы в лексике говора.
Семантические, морфологические,
фонетические диалектизмы в лексике говора.
Этнографическая диалектная лексика в
говоре родного села.
Мотивированность названий в лексике
говора.
Тематическая классификация лексики говора.
Названия предметов домашней утвари.
Названия построек и их частей, частей
усадьбы. Названия земельных угодий. Названия орудий труда и
сельскохозяйственного производства.
Народные названия кушаний.
Названия одежды, обуви в местном говоре.
Методика
сбора, обработки, систематизация и изучение лексического состав местного
говора. Вопросники и карточки. Составление словаря местного говора
(тематического, алфавитного), доклады и сообщения учащихся.
ЛИТЕРАТУРА
1.
Аванесов, Р.И.
Очерки русской диалектологи [Текст] / Р.И. Аванесов. - М.: Наука, 1949.
2.
Баранникова, Л.И.
Специфика диалектного слова [Текст] / Л.И. Баранникова // Предложение и слово:
межвузовскиий сборник научных трудов. – Саратов: СГУ, 2002.
3.
Благова, Н.Г. О
концепции обучения русскому языку с учетом регионального компонента [Текст] /
Н.Г. Благова, Л.А. Коренева, О.Д. Родченко // Русский язык в школе. – 1993. - №
4.
4.
Блинова, О.И.
Введение в современную региональную лексикологию [Текст]: учебное пособие /
О.И. Блинова. – Томск: ТГУ, 1975
5.
Блинова, О.И.
Русская диалектология. Лексика [Текст]: учебное пособие / О.И. Блинова. –
Томск: ТГУ, 1984.
6.
Бурназян, Н.А.
Работа по морфологии в условиях диалектного окружения [Текст] / Н.А. Бурназян
// Филология в образовательном пространстве донского региона и ее роль в
развитии личности: межвузовский сборник научных. - Ростов на Дону, 1998.
7. Буслаев, Ф.И. О преподавании отечественного языка
[Текст] / Ф.И. Буслаев. - М.: Просвещение, 1992.
8.
Быстрова, Е.А.
Федеральный и национально-региональный компоненты государственного стандарта по
русскому языку [Текст] / Е.А. Быстрова // Школа 2000. Концепции, методики, эксперимент:
сборник научных трудов. – М.: ИОСО РАО, 1999.
9.
Головина, Л.И.
Обучение нормам литературного произношения учащихся начальных классов в
условиях влияния местных говоров [Текст] / Л.И. Головина // Русская словесность
на рубеже веков: методология и методика преподавания русского языка: материалы
международной конференции. – Воронеж: Изд-во ВГУ, 2004.
10. Гольдин, В.Е. Парадигмы диалектологического знания и
проблемы языковой личности [Текст] / В.Е. Голдин // Русский язык и
современность. Проблемы и перспективы развития русистики. - М., 1991.
11. Даль, В.И. Толковый словарь
живого великорусского языка [Текст] / В.И. Даль.
Т.1. - М., 1956.
12. Демичева, В.В. Социокультурное образование
младших школьников (на региональном материале) в процессе изучения русского
языка [Текст]: программа для общеобразовательных учебных заведений Белгородской области.
Начальное общее образование / в.В. Демичева. О.И. Еременко, Т.В. Яковлева. –
Белгрод: Политерра, 2007.
13. Еременко, О.И. Использование
региональной лексики на уроках родного языка в сельской школе [Текст] /
О.И. Еременко // Сельские культурно-образовательные
комплексы как инновационные учреждения: сборник научных трудов. - Белгород:
Изд-во БелГУ, 2004.
14. Еременко, О.И. Диалектная лексика как средство
изучения народной культуры на уроках родного языка [Текст] / О.И. Еременко,
Е.И. Украинская // Русский язык и его место в современной мировой культуре:
материалы международной научной конференции. – Воронеж: Изд-во ВГУ, 2003.
15. Еременко, О.И. Реализация
преемственных связей между начальной и средней школой в процессе кружковой
работы (на материале кружка «Диалектная лексика» [Текст] / О.И. Еременко, Е.И.
Украинская // Проблемы преемственности между начальным и средними звеньями
общеобразовательной школы в воспитании, обучении и развитии учащихся:
приложение № 3 к журналу «Начальная школа». - М.: Начальная школа, 2004.
16. Еременко, О.И. Диалектная лексика как
средство приобщения младших школьников к народной культуре в процессе кружковой
работы [Текст] / О.И. Еременко, А.В.
Сериченко // Актуальные аспекты формирования и совершенствования
лингвометодической компетенции учителя 1-4 классов современной школы: сборник
научных статей по итогам научно-практической конференции. – СПб.: Сага, 2007.
17. Касаткин, Л.Л. Русские диалекты и языковая политика [Текст]
/ Л.Л. Касаткин // Русская речь. – 1993. - № 2.
18. Касаткин, Л.Л. Современная русская диалектная и
литературная фонетика как источник для истории русского языка [Текст] / Л.Л.
Касаткин. М.: Дрофа, 1999.
19. Кирпикова, Л.В. Лингвистическое краеведение в школе
[Текст]: методические рекомендации / Л.В. Кирпикова, Н.П. Шенкевец. –
Благовещенск, 1988.
20. Клокова, Л.Н. Место диалектной лексики в системе
русского литературного языка [Текст] / Л.Н. Клокова // И.И. Срезневский и
современная славистика: наука и образование: сборник научных трудов. – Рязань:
РГПУ, 2002.
21. Ковалев, Г.Ф. Задачи лингвокраеведения в средней школе
[Текст] / Г.Ф. Ковалев // Актуальные проблемы изучения и преподавания русского
языка и литературы: сборник научных статей. – Воронеж: Изд-во ВГПУ, 1996.
22. Коготкова, Т.С. Русская диалектная лексикология
[Текст]: учебное пособие / Т.С. Коготкова. - М.: Просвещение, 1979.
23. Козырев, В.А. Лексика современных русских народных
говоров [Текст]: учебное пособие / В.А. Козырев. - Л.: Наука, 1984.
24. Коренева, Л.А. Национально-региональный компонент
предмета «Русский язык» в школе (содержание, пути развития) [Текст]: автореф.
дисс…канд. пед. наук / Л.А. Коренева. – М., 1995.
25. Кудрявцева, Т.С. К вопросу о национально-региональном
компоненте содержания образования [Текст] Т.С. Кудрявцева // Филологическое
образование в современной школе. Вып. 1. – М.: ЦФО ИОСО, 1999.
26. Лыжова, Л.К. Лингвокраеведение как отражение
регионального компонента в преподавании родного языка [Текст]: методические
рекомендации / Л.К. Лыжова. – Воронеж: Изд-во ВГПУ, 2002.
27. Львова, С.И. Использование региональной лексики при
обучении морфемике и словообразованию [Текст] / С.И. Львова, Л.Н Ляпина //
Русская словесность. – 1999. - № 6.
28. Майорова, Т.В. Региональный компонент образования по
русскому языку [Текст]: программа для общеобразовательных учебных заведений
Тульской области / Т.В. Майорова. – Тула: ТГПУ, 2003.
29. Майорова, Т.В. О соотношении литературного и народного
языка в преподавании русского языка в школе [Текст] / Т.В. Майорова // Проблемы
изучения живого русского слова на рубеже тысячелетий: Материалы 3-ей Всероссийской
научно-практической конференции. – Ч.III.
- Воронеж: Изд-во ВГПУ, 2005.
30.
Новикова,
Т.Ф. Социо- и этнокультурный компонент региональных программ по русскому языку
(для школ Белгородской области) [Текст] / Т.Ф. Новикова. - Белгород, 2004.
31. Оссовецкий И.А. Лексика современных русских народных
говоров [Текст]: учебное пособие / И.А. Оссовецкий. - М.: Наука, 1982.
32. Плешкова, Т.Н. Бережное отношение к материнскому языку
[Текст] / Т.Н. Плешкова // Русская словесность. – 2003. - № 1.
33. Русская диалектология [Текст]:
учебник для студентов пед. ин-тов / С.В. Бромлей, Л.Н. Булатова, К.Ф. Захарова
и др.; под ред. Л.Л. Касаткина. - М.: Просвещение, 1989.
34. Рябикова, О.С. Использование материалов «Словаря смоленских
говоров» в качестве регионального компонента на уроках русского языка в
сельской школе [Текст] / О.С. Рябикова // Разноуровневые характеристики лексических
единиц. - М., 1999.
35. Срезневский, И.И. Об изучении родного языка вообще и в
особенности в детском возрасте [Текст] / И.И. Срезневский // Хрестоматия по
методике преподавания русского языка: Методы обучения русскому языку в общеобразовательных
учреждениях: пособие для учителя / Авт.-сост. М.Р. Львов. - М.: Просвещение,
1996.
36. Текучев, А.В. Преподавание русского языка в диалектных
условиях [Текст]: пособие для учителя / А.В. Текучев. - М.: Просвещение, 1974.
37. Черенкова, А.Д. Обучение русскому языку в сельской
школе с использованием местного говора [Текст] / А.Д. Черенкова //
Историко-культурное наследие и образование. – Воронеж: Изд-во ВГПУ, 1994.
38. Чернышев, В.И. Избранные труды [Текст] / В.И.
Чернышев. - В 2-х т. Т.1. - М.: Просвещение, 1970.